Щебеночно-песчаная смесь: особенности и применение

Строительство зданий и дорог не обходится без строительных смесей. Они могут быть природными или искусственными, крупными или мелкими, иметь в своем составе различные материалы. Сегодня нас интересует щебеночно-песчаная смесь, которая имеет природное происхождение и может быть представлена в различных фракциях. Дальше мы будем использовать сокращенное название этой смеси — ЩПС.
Что это такое?
Под аббревиатурой ЩПС подразумевается строительная смесь, в состав которой входит песок и щебень. Не стоит путать ее со щебнем, который получают из натуральных материалов. Это два различных строительных материала, неспособных полноценно заменить друг друга. Получается такая смесь в процессе добычи горного гранита/известняка, а также в результате их обработки.
Когда идет добыча природного материала (гранит, известняк), вывозятся крупные элементы. Оставшийся мелкий материал перевозится на дробильное производство. На таких фабриках материал очищается от грязи и посторонних примесей. Строительная масса сортируется и проходит этап дробления. Затем она пропускается через сито. В результате получается несколько разновидностей смеси.
Конечный продукт по своим характеристикам, составу и фракциям должен соответствовать нормам, прописанным в ГОСТе.
Фракции и их использование
Смесь получается в процессе дробления руды. Соответственно, размеры составляющих ЩПС могут быть различными. Также в смеси может содержаться различное количество песка и щебня.
Все эти характеристики очень важны, они определяют особенности смеси и её назначение.
- Смесь С1 соответствует фракции от 0 до 40 мм. Используется для создания подушек в сфере строительства автомобильных полотен. Позволяет добиться идеальной поверхности.
- С2 — это рассев 0–20 мм. Сфера использования соответствует той, что была описана для предыдущего варианта.
- Под С3 подразумевается крупно-фракционный рассев (0–120 мм). Используется для обустройства дополнительного слоя во время строительства автомобильных дорог.
- С4 и С5 являются наиболее востребованными смесями. Фракции находятся в пределах 0–80 мм и 0–40 мм соответственно. Применяются такие ЖПС для укрепления обочин, используются при строительстве дорог независимо от их назначения. Также применяются в процессе создания бетонных плит и панелей.
- С6 — это смесь из щебня и песка, максимальный размер частиц 20 мм. Необходима при создании подушек для будущей дороги.
- С7 — это щебенка от 0 до 10 мм. Также используется для обустройства подушек.
- С8 — это очень мелкая смесь, получаемая из щебня и отсевов, которые образовываются в процессе дробления. Самая крупная фракция 5 мм. Необходим такой материал для обустройства нижнего слоя будущей автомобильной дороги.
- Под С9 подразумевается камень (максимальный размер 80 мм), разбавленный песком. Для укладки такого материала выбирается самый нижний слой дороги. Также используется для обустройства обочин.
- С10 состоит из камня средней фракции (до 40 мм). Используется на первых этапах строительства автодорог.
Для верхнего слоя выбирается смесь мелкой фракции, а крупный щебень актуален для укладки нижних слоев, которые еще называются подушками. Существуют смеси, в которых присутствует щебень различной фракции. Такие материалы называются прерывистой гранулометрией, они позволяют добиться плотной утрамбовки камней в бетоне.
Прочие важные характеристики
Не только фракцией и соотношением содержания щебня и песка характеризуются ЩПС.
Есть ряд других характеристик, которые должны учитываться при выборе материала.
Дренирующие свойства отвечают за способность пропускать влагу. Например, для обочины и обустройства внутренних слоев нужно выбирать состав с хорошей пропускной способностью. Для основных и дополнительных слоев предъявляются особые требования к коэффициенту, который отражает способность материала пропускать воду. Этот показатель разнится в зависимости от типа покрытия:
- для дорог различного назначения коэффициент составляет 1 м/сут;
- прослойки с морозозащитными свойствами, которые входят в состав оснований, требуют коэффициент 0,2 м/сут;
- для оснований, которые возводятся для аэродромов, коэффициент составляет 7 м/сут.
- Пластичность учитывается при укладке дороги и в процессе ее дальнейшей эксплуатации. Во время укладки состав должен хорошо поддаваться разравниванию в результате использования механизированного способа или ручного воздействия. При эксплуатации дороги смесь должна хорошо прилегать к основанию и не расползаться по сторонам.
- Водостойкость отражает способность состава впитывать в себя воду и отдавать ее. Главным критерием является минимальная насыщенность влагой. Избыточное содержание влаги в составе приведет к текучести основания, снижению показателя сцепления, потере жесткости и сокращению прочности.
- Объёмные показатели состоят из двух параметров: насыпная плотность и объемный вес. Эта информация о ЩПС позволяет сделать расчеты относительно объёмной усадки и весового показателя материала, который потребуется использовать на весь объем работ.
Частые ошибки
Использование щебеночно-песчаного материала регламентируется рядом правил и требований. Если они не будут соблюдены, то конечный результат не оправдает ожиданий.
Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которых нужно избегать при работе с ЩПС:
- укладка осуществляется на плодородную почву, которая еще называется дерном;
- отсыпка производится на рыхлый грунт, который не был предварительно уплотнен;
- укладка состава осуществляется на почву с высокой степенью влажности;
- толщина покрытия неодинакова по всей рабочей площади;
- небольшая толщина слоя щебня-песка, которой оказывается недостаточно для обеспечения объекту необходимой прочности;
- отсутствие на склонах тормозящих специальных барьеров, которые будут удерживать смесь;
- укрепление цементом осуществляется без уплотнения насыпи и основания;
- использование щебеночно-песчаного состава с большим содержанием глины, грязи и прочих примесей.
Если не допускать подобных ошибок в процессе использования ЩБС и выбирать смесь правильной фракции, то полученное основание будет прочным, надежным и долговечным.
Подробнее смотрите далее.