Отопление в гараже: выбираем самый экономный способ

Содержание
  1. Особенности
  2. Что нужно учесть?
  3. Пожарная безопасность
  4. Виды отопления
  5. Советы по выбору

Современный ритм жизни диктует свои условия, и автомобиль уже давно превратился из роскоши в абсолютно необходимого помощника. Конечно, далеко не у каждого автовладельца имеются средства и возможности для хранения автомобиля в личном автономном гараже, однако, те счастливчики, которые могут похвастаться наличием такового, не раз задавались вопросом, как сделать гараж более уютным и теплым в зимний период.

Особенности

Прежде чем обустраивать систему отопления гаража, необходимо понять, что это помещение не является жилым – оно предназначено для хранения автомобиля и обеспечения комфортных условий по его обслуживанию и мелкому ремонту при возникновении такой нужды. В гараже не должно быть слишком жарко и влажно, но и низкая температура тоже не приветствуется. Ведь когда «железный конь» требует починки, не особо приятно выполнять ее при минусовой температуре.

Многие автолюбители хранят в гаражных помещениях инструменты, тосол, моторные масла, топливо, а некоторые обустраивают целые стеллажи для хранения солений, садового инвентаря и других вещей, которым не нашлось места в квартире. Поэтому, чтобы все эти вещи не пропитались автомобильным выхлопом и не испортились от перепада температур, особенно в зимнее время, необходимо не только наладить систему отопления, но и продумать вентиляцию помещения.

Что нужно учесть?

Ниже представлены нехитрые правила, следуя которым можно подобрать оптимальный способ обогрева и проветривания гаража:

  • машина должна за короткие сроки высыхать в помещении и оставаться таковой, так как излишняя влажность воздуха приводит к коррозии кузова и порче остальных элементов, не говоря уже о возникновении грибка и плесени на стенах строения;
  • в гараже должна поддерживаться постоянная средняя температура воздуха, без резких колебаний;
  • система отопления гаражного помещения должна быть безопасной и экономичной;
  • чем проще будет ее конструкция, тем лучше.

Утепление

Сразу стоит отметить, что не нужно стараться превратить гараж в квартиру. В стране с таким климатом, как у нас, где зимы суровы, резкий перепад температуры при выезде на улицу может навредить автомобилю даже больше, чем постоянное нахождение на ней. Поэтому к утеплению гаража стоит относиться без фанатизма, но с должным вниманием.

Теплоизоляция гаражных помещений бывает двух типов: внешняя и внутренняя. Однако не все конструкции можно обить изолятором снаружи, так как этому могут воспрепятствовать другие постройки, находящиеся поблизости.

    Существует 5 способов выполнения внутреннего утепления гаражной постройки:

    • При помощи пенопласта. Материал обладает некоторыми достоинствами, первое из которых заключается в легкости конструкции и неспособности повредить стенки помещения, так как он крепится к ним при помощи дюбель-гвоздей или обычного строительного клея. Пенопласту очень легко можно придать нужную форму простым кухонным или канцелярским ножом. Также на пенопласте не растет грибок и плесень, ему не страшна повышенная влажность и мелкие вредители, вроде жучков-древоточцев и мышей. Дополнительно стоит упомянуть, что материал долговечен, стоит довольно дешево, поэтому он является практически оптимальным утеплителем для нежилого помещения.

    Однако такой материал имеет и недостаток: он довольно горюч. Но сейчас на рынке есть его разновидности, содержащие антипирен, благодаря которому этот минус самоустраняется.

      • При помощи минерального стекловолокна. Стекловата также является неплохим вариантом для внутреннего утепления гаража. Она обладает пониженной теплопроводностью, «дышит» и не горит. Но подходит такой материал только для довольно больших помещений, так как для его крепления к стенам нужно подготовить каркасное сооружение, что займет немало места (отступ от каждой стены получится более 10 см). Кроме того, стекловата подвержена намоканию, из-за чего она теряет свое умение хранить тепло.
      • При помощи «тёплой» штукатурки. По своей консистенции этот материал сходен с простой штукатуркой, однако состав его несколько иной: вместо песка используется пенопластовая крошка, древесная стружка, керамзитовые частички. Такая штукатурка имеет неплохие теплоизоляционные свойства, легко наносится и не требует установки каркаса. Однако она довольно долго сохнет, и толщина ее нанесения не может превышать 5 см, в противном случае штукатурка может потрескаться и отвалиться.
      • При помощи специальной краски-теплоизолятора. В последнее время все чаще для утепления гаражных помещений стали использовать краску, обладающую удивительными свойствами: способностью отражать и удерживать тепло. Ее слой толщиной в 0,01 см равен по эффективности 5 см стекловаты. Теплоизоляционная краска не требует создания сложных конструкций для ее использования, не уменьшает площадь помещения, не горит, не подвержена порче от повышенной влажности и очень проста в нанесении. Единственным ее недостатком является довольно высокая цена и повышенный расход.
      • При помощи теплоотражающего изоляционного материала. Это, пожалуй, самый современный и наиболее подходящий способ утепления гаражного помещения. Суть его заключается в покрытии стен двумя разными материалами. Сначала нужно нанести слой изолятора, например, пенопласта или стекловолокна, толщиной не более 5 см. Уже на этот материал крепятся листы алюминиевой фольги или полипропиленовой пленки. Выполнять это необходимо при помощи тепловой сварки. Такая конструкция удерживает тепло путем его отражения и хранения во внутреннем слое теплоизолятора.

      Преимуществ у последнего метода довольно много: огнеупорность, малая масса и толщина, звуконепроницаемость, влагостойкость, экологичность. Из минусов можно отметить только один: со временем на фольгированных листах может появиться ржавчина.

      Вентиляция

      Одним из важнейших условий обустройства гаража является оборудование качественной вентиляционной системы. При плохом воздухоотводе в помещении может повыситься уровень углекислого газа, что может привести к обмороку и кислородному голоданию мозга, а в худшем случае и к летальному исходу.

      Существует три способа обеспечения вентиляции воздуха в гаражном помещении:

      • Естественный воздухообмен. В этом случае формируется минимум два отверстия, через которые воздух циркулирует. Этот метод чаще всего используют автовладельцы, так как его воплощение стоит недорого, он прост в монтаже и эксплуатации, а также не требует подключения к электросети.
      • Искусственное вентилирование помещения. Для его осуществления требуется установка специального оборудования для обеспечения притока и оттока воздушных масс. Это чрезвычайно затратный способ, который зависит от наличия стабильного энергоснабжения, поэтому мало тех владельцев, кто им пользуется.
      • Комбинация первого и второго способа. В этом случае воздух проникает в помещение естественным путем, а выходит принудительно или, наоборот. Конечно, и здесь требуется подключение к электричеству, но также есть возможность регулирования поступления и обновления воздушных масс.

        При создании проекта вентиляционной системы гаража необходимо учитывать такие нюансы, как его параметры (длина, ширина и высота), количество размещаемых в нем автомобилей и вид их топлива (бензин, дизель или газ). На чертеже нужно обозначить точки расположения отверстий для входа и выхода воздуха, указать их диаметр. Если в гаражном помещении имеется подполье, то для него должна быть предусмотрена автономная система вентиляции.

        Расчет необходимого диаметра вентиляционных отверстий довольно прост: на обдув 1 кв. м помещения требуется 15 кв. мм диаметра воздуховодной трубы. То есть если гараж имеет площадь 18 кв. м, то ему нужны два отверстия с диаметрами 270 мм (18х15=270).

            Расположение воздуховодов также очень важно. Труба для притока воздуха должна находиться на расстоянии 30 см над полом, ее наружную часть необходимо защитить проволочной сеточкой и «зонтиком» во избежание закупорки мусором, проникновения насекомых и мышей. Трубу же для вытяжки рекомендуется монтировать высоко – она должна подниматься над крышей гаража на 40-60 см. С внешней стороны этот воздуховод также прикрывается «зонтиком» и защищается сеткой.

            Расстояние между этими трубами для наилучшей вентиляции помещения должно составлять 3 мм. Следует минимизировать эксплуатацию бытовой техники.

            Пожарная безопасность

            Конечно, ни для кого не секрет, что гаражные помещения, помимо выполнения своей основной функции по хранению и сбережению автомобиля, нередко служат хранилищами для различного хозяйственного инвентаря, запчастей, старой бытовой техники и прочих вещей, которым не нашлось места в квартире. И это, на самом деле, не является хорошим моментом, ведь любые залежи и нагромождения могут послужить препятствием при тушении пожара, а также неплохим горючим материалом для огня.

            Существуют определенные правила, которых стоит придерживаться для обеспечения пожарной безопасности гаражных помещений. Речь о них пойдет ниже.

            • Не стоит превращать гараж в хранилище ненужных вещей. Необходимо иметь возможность спокойно перемещаться по гаражу, без преодоления препятствий и опасности споткнуться о какую-либо вещь. Расстояние от стены до автомобиля должно составлять от 60 см с каждой стороны.
            • При утечке горючей жидкости или масла следует убрать его при помощи песка.
            • Не стоит заправлять машину в гараже. Авто в этом случае должно находиться вне помещения.
            • Следует запастись огнетушителем и ящиком с песком. Также нужно держать в гараже несколько канистр с водой.
            • Не стоит оставлять в помещении автомобиль с открытым бензобаком, а также в том случае, если имеется протечка топлива или масла.
            • Не нужно хранить в таком помещении бензин или дизельное топливо свыше 20 л и моторное масло свыше 5 л. То же самое касается пустых емкостей из-под них.
            • Запрещено в помещении проводить лакокрасочные работы, промывать запчасти бензином, керосином или ацетоном.

            Необходимо регулярно осматривать электрическую проводку, изолировать все провода. Нужно использовать только качественные системы освещения.

            Виды отопления

            Для начала необходимо сделать небольшое уточнение: любая система отопления, даже самая современная, не будет работать без предварительной теплоизоляции стен и избавления от щелей и зазоров. Лишь тогда, когда будет проведена предварительная подготовка и решены все вышеупомянутые вопросы, стоит начинать работу по установке отопительной системы.

            Вариантов таких систем существует несколько, и они классифицируются по следующим признакам:

            • в зависимости от типа теплоносителя отопление бывает водяным и воздушным;
            • в зависимости от типа энергоснабжения оно делится на газовое, электрическое, твердотопливное и жидкотопливное;
            • в зависимости от того, как отопление подключается к теплоисточнику, оно бывает автономным и зависимым.

              Ниже представлены варианты отопительных систем.

              • Печное отопление отличается от остальных вариантов тем, что практически каждый теплообменник из перечня печей, пригодных для обогрева гаража, можно сделать своими руками. Чаще всего используются буржуйки, кирпичные печки на твердом или жидком топливе, а также печи длительного горения. Если решено построить в своем гараже что-то из вышеперечисленного, то необходимо ознакомиться с преимуществами и недостатками выбранного варианта, разобраться в нюансах конструкции и уже после этого приступать к монтажу.
              • Электрическое отопление осуществляется при помощи генераторов тепла, работающих от электросети. Они имеют встроенный нагревательный элемент, который повышает температуру воздуха, поступающего внутрь после захвата его лопастями тепловентилятора. В этой консрукции входит холодный воздух, а выходит горячий. Такие обогреватели имеют существенный недостаток – они способны отопить лишь небольшую часть помещения: ту, в которой они дислоцируются.

              Для увеличения охвата площади обогрева при помощи электрообогревателя нужно выбрать модель более мощную. Однако если уже имеются проблемы с проводкой или перебои в электроснабжении, то лучше выбрать другой вариант отопителя.

                • Газовое отопление гаражного помещения может осуществляться путем установки специальных конвекторов и керамических экранов, создающих тепло при помощи сжигания газа пропана. В небольшом помещении для обогрева вполне будет достаточно простой газовой горелки, а для более просторных сооружений необходимо приобретать баллоны с газом либо подключаться к колонке, устанавливать газовый котел. Такой агрегат должен быть оборудован специальным циркуляционным насосом для снижения расхода топлива с сохранением КПД.

                При выборе этого способа отопления гаража нужно следить за соблюдением правил обращения с газом и не допускать его утечки, так как пропан чрезвычайно взрывоопасен.

                Каждый из вышеперечисленных способов отопления относится к водяному либо воздушному варианту.

                Нетрудно догадаться, что прогрев помещения осуществляется при помощи повышения температуры воздуха с использованием какого-либо устройства. Воздух нагревается быстро, так же быстро он и остывает. Если направить его струю на автомобиль, то можно добиться его быстрой просушки, что предотвратит и замедлит коррозию металлических элементов. Воздушное отопление не требует поддержания постоянной температуры в системе (в отличие от водяного), поэтому его можно использовать по мере необходимости.

                Способы обогрева гаражного помещения воздушным методом:

                • Обустройство системы воздуховодов с размещением их под половым и потолочным перекрытием, а также внутри стен. Теплый воздух будет поступать туда при помощи тепловентиляторов.
                • Использование таких электронагревателей, как конвекторы, тепловые пушки, инфракрасные и масляные обогреватели.
                • Постройка печи своими руками, которую нужно «кормить» твердым (торф, уголь, дрова) либо жидким (масляная отработка, солярка, мазут) топливом, или же установка заводского устройства (буржуйка).

                Водяное отопление подойдет не для каждого гаража, так как его установка имеет ряд условий:

                • Нагревательный контур должен быть подключен к автономной системе, используемой в процессе эксплуатации.
                • Необходимо создать бесперебойно работающую схему, по которой будет установлено оборудование для отопления гаража, и обеспечить его подключение к коммуникационной системе. Этот метод подходит только для помещений с большой площадью, которые находятся на территории частного владения.
                • Гаражные комплексы могут быть подключены к центральной ТЭЦ при согласовании с компетентными органами и при общем согласии всех владельцев гаражей.

                Водяное отопление сложно смонтировать самостоятельно. Как правило, этим занимаются специальные бригады уполномоченных организаций.

                Советы по выбору

                Для того чтобы выбрать из предложенных систем отопления оптимальную, нужно сравнить их характеристики, сложность установки, стоимость эксплуатации и степень полезности, а потом определить, какая из них будет более бюджетным и максимально приемлемым вариантом.

                Повезло тем, кто имеет гараж, пристроенный непосредственно к дому, – в этом случае система теплоснабжения, как правило, монтируется общая. Но городскому жителю, обладателю квартиры в многоэтажке, придется остановить свой выбор на одной из вышеперечисленных.

                Ниже представлены положительные и отрицательные стороны использования того или иного метода обогрева гаража.

                Преимущества и недостатки газа

                К его плюсам можно отнести дешевизну и хорошую теплоотдачу, а также независимость от электросети и большой выбор обогревателей для любой площади помещения и толщины кошелька. Но минусы у него довольно серьезные: установкой газовых систем отопления могут заниматься только специалисты, да и то лишь после того, как на это получены все разрешения и оформлена соответствующая документация. Помимо этого, газ требует чрезвычайно тщательного соблюдения правил безопасности, так как является горючим веществом, и его малейшая утечка может быть чревата неприятными последствиями.

                Электроподогрев

                Тут, конечно, многое зависит от того, какой нагревательный прибор будет установлен. Если это будет мобильный обогреватель, небольшая тепловая пушка или инфракрасное устройство, то можно обогревать свой гараж без особого ущерба для бюджета. Однако если установить электрокотел, то избежать огромных трат не получится. Электрическое отопление не считается популярным в силу зависимости от бесперебойного электроснабжения, а также риска возникновения возгорания по причине замыкания в неисправной проводке.

                Опять же, его установка не является быстрым мероприятием, а сделать грамотную схему с разводкой установки системы под силу далеко не каждому.

                Если решено остановить свой выбор на печи, то стоит подумать, какому типу топлива отдать предпочтение. Твердое топливо – дрова или уголь – это наиболее экономный вариант. При печном обогреве помещение довольно быстро нагревается и сохраняет плюсовую температуру, не зависит от наличия или отсутствия электричества, не требует покупки дорогого оборудования. Но стоит помнить, что печку нельзя оставлять без присмотра – ее нужно периодически прочищать. Вблизи не следует хранить ГСМ и другие легковоспламеняемые предметы.

                Печь на жидком топливе – тоже экономичный вариант отопления гаража. Для получения тепла используется так называемая отработка – бывшее в употреблении машинное масло. Его приблизительный расход составляет около 1 л в час.

                Масло требует предварительной очистки в особой тепловой установке. В противном случае такая печь может очень скоро сломаться из-за слишком грязного топлива.

                Из водяных способов отопления оптимальным будет следующий вариант: если гараж находится в гаражном массиве, возле которого проходит теплотрасса, то можно предложить своим соседям провести общую сеть отопления при помощи укладки труб-регистров в каждом боксе и запуску по ним горячего водоснабжения. Но такая возможность есть далеко не у всех, и к тому же для осуществления этого «плана» потребуется получение согласия всех собственников.

                Если выбор пал на газ, то стоит выбрать паровой котел, работающий по принципу конденсации: пар превращается в жидкость и выделяется тепло. Это наиболее эффективный и экономически выгодный вариант из всех газовых устройств.

                Лучший котел, работающий на твердом топливе, – пиролизный. Тепло производится путем горения газа, выделяемого при сильном нагреве древесины. Но для растопки такого котла подходит только дерево.

                Если выбор пал на электрокотел, то нужно ставить устройство с шестью тенами и тиристорным управлением. Он работает бесшумно, мощность можно регулировать, но, как и все электроприборы, он зависим от электричества, а его эксплуатация обходится дороже, чем у остальных котлов.

                Грамотный выбор системы обогрева гаражного помещения очень важен. Для обеспечения сохранности автомобиля необходимо поддержание постоянной средней температуры воздуха, без резких колебаний, а также необходимо отсутствие повышенной влажности и хорошая вентиляция. Поэтому, какая бы отопительная система ни была выбрана, ориентироваться нужно на достижение самых высоких показателей полезности при разумной экономии и обеспечение безопасной эксплуатации приборов.

                О том, как сделать печь для отопления гаража своими руками, смотрите в следующем видео.

                Комментариев нет