Изразцы: особенности изготовления и примеры использования в интерьере
Сегодня строительный рынок предлагает немало современных отделочных материалов. Однако не теряют своей актуальности и те, что использовались нашими предками. Пример тому – глиняные изразцы, в которых есть особая дань традициям, атмосфера домашнего тепла.
Что это такое?
Изразец представляет собой глиняную плитку, производство которой предполагает высокотемпературный обжиг в печи. Керамика отличается от изразцов главным образом тем, что последние имеют характерный бортик по периметру на изнаночной стороне. Он называется румпой и упрощает процесс укладки, а также обеспечивает прочность фиксации и увеличивает теплоемкость материала.
Сегодня изразцы широко применяются в качестве декора для отделки печи или стационарного мангала, фартука кухни, стен гостиной, прихожей, кабинета и даже детской.
Широкая сфера применения обусловлена особенностями материала, наиболее значимыми среди которых считаются:
- высокие показатели прочности, что обусловлено толщиной плитки (она в 2 раза прочнее керамического аналога);
- влагопрочность (глазурованная поверхность плитки буквально отталкивает от себя воду);
- стойкость к воздействию высоких температур, а также устойчивость к температурным «скачкам»;
- хорошие показатели теплоэффективности благодаря способности аккумулировать тепло (прогретая печь, облицованная изразцами, долго отдает тепло);
- механическая устойчивость, износостойкость;
- экологическая безопасность, связанная с натуральностью состава, а также тем, что пыль на поверхности не задерживается;
- безопасность использования печи, защита ее внешних стенок от перегрева;
- простота ухода;
- длительный срок использования;
- аутентичный внешний вид, возможность использования для создания оригинальных интерьеров.
Название «изразец» произошло предположительно от глагола «резать». Раньше для изготовления изделия использовались деревянные формы, в которые заливалось сырье. Чем искуснее была сделана (вырезана) форма, тем интереснее получалась плитка.
Особенности
История появления и развития изразцов на Руси неразрывно связана с историей развития искусства кирпичной кладки. В старину, когда печи представляли собой примитивные каменки, топившиеся по-черному, смысла в их украшении не было.
Однако с развитием строительства печей с дымоходом зарождалось искусство украшения печи. Сначала для этих целей пытались приспособить глиняную плитку, используемую для отделки стен и пола. Однако такая облицовка на печи быстро приходила в негодность, поскольку материал не выдерживал высоких температур нагретой печи.
Чуть позже, в XVI веке, появились первые печные изразцы. Они представляли собой плитку с глиняным рисунком, преимущественно изображались узоры, растительные орнаменты, животные, картинки из сельской жизни.
В XVII веке плитку стали покрывать поливой, по своим свойствам аналогичной современной глазури. С этого периода начинается расцвет изразцового искусства, который продолжился вплоть до XIX века. В этот период плитки отличались размерами, на них наносились яркие орнаменты, выкладывались целые картины.
Изразцами в первое время украшали не только печь и внутренние элементы дома, но и фасад здания. Однако примерно с XVIII века в России в архитектуре стали все реже использоваться изразцы, со временем они совсем перестали применяться для внешней облицовки.
Технология изготовления
Изразцы отличаются высокой стоимостью, что связано с тем, что большая часть технологических процессов (в том числе роспись) осуществляется вручную.
Основой материала является очищенная терракотовая глина. Раньше ее заливали водой и оставляли на несколько дней, после чего сливали жидкость, оставляя только жирный осадок, который просеивали и оставляли «отдыхать».
Сегодня процессы очищения автоматизированы, однако готовому изделию также дается несколько недель на расстойку. После этого сырье помещается в формы.
Важно учитывать, что глина дает усадку на 5-10%, поэтому размеры формы несколько больше размеров предполагаемого готового изделия. Раньше формы были глиняными, сегодня это гипсовые аналоги.
После этого глина сохнет естественным путем. Важно поддерживать определенный микроклимат в помещении в это время. Точно выставляются и соблюдаются показатели температуры и влажности воздуха, недопустимо появление сквозняков. При нарушении данного режима готовое изделие окажется хрупким, растрескается.
Следующий этап – обжиг в печах, затем – нанесение рисунка и глазури и финальный обжиг.
Как правило, изразцы изготавливаются на заказ с учетом площади и особенностей формы поверхностей, подлежащих облицовке. Это позволяет точно рассчитать размер и количество плитки и, соответственно, снизить расходы заказчика.
Впрочем, на прилавках строительных магазинов можно найти плитки, максимально близкие к изразцам ручной работы, но изготовленные фабричным способом. Их стоимость вполне доступна. При использовании изразцов для облицовки печи не применяйте обычные клеевые и цементные растворы. Как и кирпич, такая плитка фиксируется на огнеупорный клей или глину.
Виды
Изразцы сохраняют описанные выше свойства только в том случае, если используются целыми. Нарезка материала сводит к нулю аккумулирующие тепло способности плитки. В связи с этим каждый элемент печи или помещения (стены, углы) нуждается в специальном виде изразца.
В зависимости от формы (и назначения) изразцы бывают следующих видов:
- фронтальные – их еще называют плоскими, поскольку они предназначены для облицовки ровных поверхностей;
- угловые – предназначены для оформления углов;
- фасонные – считаются декоративными, поскольку применяются для облицовки выступающих элементов, а также в качестве элемента зонирования.
Если в основу классификации положить особенности структуры лицевой части плитки, то изразцы бывают следующими:
- рельефные – как правило, подчеркивают простоту и лаконичность рисунка;
- гладкие – обычно имеют сложный или яркий рисунок.
Плитки могут одновременно сочетать и рельеф, и рисунок. Впрочем, встречаются белые или цветные плитки с рельефом или же изразцы, имеющие только рисунок (например, голландские).
Если критерием выступает тип поверхности внешней стороны, то материал делится на виды:
- глазурованные, или глянцевые плитки;
- не глазурованные (их еще называют матовыми или терракотовыми).
Наличие глазури во многом обеспечивает показатели стойкости материала к влаге, механическим повреждениям, обуславливает более сложный или простой уход. Глазурь характеризуется стойкостью – она десятилетиями не истирается и не растрескивается.
Среди глазурованных плиток выделяют поливные. При изготовлении их сначала покрывают одним цветом, поверх которого делается роспись цветной глазурью. Такие изразцы называют «ценинные», они отличаются ярким внешним видом.
В зависимости от наличия рисунка выделяют изразцы с рисунком и не имеющие такового. Изразцы без рисунка окрашиваются одним цветом, возможно сохранение естественного оттенка глины. Использование таких терракотовых оттенков обеспечивает имитацию глиняных стен. Изразцы с рисунком, в свою очередь, могут иметь несколько разновидностей в зависимости от наносимого на поверхность орнамента.
Среди наиболее известных плиток с орнаментов выделяют:
- Голландские. Такую плитку отличает ярко-синий орнамент на белоснежном фоне. Сюжетом картинок обычно становятся корабли, морские просторы, картины из жизни пастухов, мельников.
- Испанские. На таких плитках присутствуют сложные восточные мотивы, характерно использование 2-4 ярких оттенков. Восточная роспись обычно накладывается на темный фон. Плитки обычно квадратные, с мелким светлым орнаментом по всей площади.
- Немецкие. Характеризуются геометрической точностью нанесенных узоров, лаконичностью изображения.
- Русские. Восхищают многообразием орнаментов и буйством цветов. Характерно, что каждый из регионов имел особенный стиль росписи изразцов, который становился «визитной карточкой» местных мастеров. Раньше люди могли определить, в каком регионе изготовлена плитка, внимательно рассмотрев ее орнамент.
- Ярославские. Эта плитка – разновидность русской, вышедшая в отдельную группу благодаря сложности наносимого рисунка и приглушенной цветовой гамме. Как правило, картинки зооморфные или узоры с растительным орнаментом, а также сценки нехитрого деревенского быта.
- Калужские. Имеют форму вытянутого прямоугольника, что обуславливает расположение рисунка. По периметру плитка обычно имеет яркую окантовку, сама белая или светлая, в центре – мелкий узор. Изображались преимущественно растения и цветы. Впрочем, бывают калужские изразцы с изображением людей и предметов быта, общая техника росписи не отличается от описанной выше.
- Муравленые. Отличительной чертой муравленых изразцов является насыщенно-зеленый травянистый или изумрудный оттенок. Раньше этот эффект достигался благодаря нанесению специальной глазури зеленого оттенка. Изображения на такой плитке минималистичны, в большинстве случаев это выпуклые рельефные детали. Рельеф по контуру обычно выделяется более темным оттенком.
- Итальянские. Отличаются богатой цветовой палитрой с преобладанием желтого, красного, салатового и терракотового оттенка. Узоры имеют простые геометрические формы, крупные.
- Гжель. Самый народный и широко известный для наших соотечественников узор. На белом фоне синим или голубым изображаются цветы и растения, животные, картинки из деревенской жизни.
Среди наиболее популярных орнаментов стоит выделить:
- Цветочные и растительные. Встречаются во всех культурах, могут иметь как реалистичный, так и фантастический, сказочный вид.
- Абстрактные. Предполагают сочетание ромбов, квадратов, полос. Такие узоры имеют традиционные и современные изразцы.
- Зооморфные. На таких плитках изображаются животных. Для европейской и русских культур характерно нанесение на плитку реалистичных изображений, для восточной – мифических существ.
- Пейзажи. В чистом виде такие орнаменты встречаются редко. Изображение природы обычно дополняет орнаменты с животными или плитки с нарисованными сценками из сельской жизни.
- Изображение жизни людей. Как правило, изображались праздники и рабочие будни крестьян. На европейских изразцах иногда встречаются изображения воинов, конных всадников.
Различные модели отличаются друг от друга и типом румпы. В зависимости от этого выделяют:
- простые плитки – румпа в них имеет наклонный срез;
- изразцы с бортиком – бортик имеет отверстие для крепежа, чем и обусловлено более надежная фиксация таких изделий;
- изделия со сложным рисунком румбы и несколькими камерами между бортиками – так называемые перегородчатые.
В зависимости от способа изготовления плитки бывают ручного изготовления (уникальные, но дорогие) и фабричного (стандартные, но дешевле). Если говорить о фабричных изделиях, то высокую оценку специалистов имеют белорусские, европейские и отечественные изразцы. А вот модели китайского и индийского происхождения часто выпускаются некачественными – рисунок на них истирается уже в первый год эксплуатации.
Размеры
Каждый производитель придерживается собственных размерных таблиц при выпуске изразцов. В целом, плитка имеет толщину в пределах 4-5 см. Наиболее удобными, а потому популярными размерами считаются 20х20 и 22х22 см для круглых изделий, 20,5х13 см – для прямоугольных.
Маленькие плитки могут иметь габариты 10х10 см (квадратные) или 10х15 см (прямоугольные).
Сфера применения
Чаще всего изразцы используются для оформления фасадных частей каминов и печей. Это сразу придает интерьеру своеобразность, аутентичность.
Немаловажно, что изразцовые печи хорошо греют, долго остаются теплыми, но при этом не обжигают. Нагретая керамика выделяет тепло, сравнимое с солнечным, поэтому можно говорить о его безопасном и благотворном влиянии на человеческий организм.
Камин или печь издавна считались центром комнаты, ее важным элементом. В связи с этим неслучайно стремление выделить данную деталь оригинальным оформлением. Современные камины, облицованные изразцами, особенно хорошо смотрятся в деревенских интерьерах, домах, выполненных в стиле русской усадьбы.
Нередко изразцы применяются для отделки стен. Как правило, это небольшое панно или другой участок поверхности, отличающийся от остальной зоны.
Изделия, имитирующие старинные изразцы, а также редкие модели плитки – это своего рода антиквариат. Наиболее уместно такие коллекции смотрятся в кабинете, библиотеке.
Функциональность плитки, а также атмосфера семейного уюта и тепла, которую они вносят в интерьер, привела к широкому распространению отделки изразцами кухонных поверхностей. Среди популярных вариантов – отделка кухонного фартука, перегородок, внешней панели барных стоек.
Многоцветные варианты хороши для «деревенских» и восточных стилей, спокойные одноцветные модели плитки – для классических интерьеров. В любом случае, использование дома изразцов наполняет его особой аурой – аурой семьи, преемственности традиций, домашнего очага.
Красивые примеры в интерьере
Изразцы традиционно применяются при оформлении кухни, облицовке каминов, однако при грамотном размещении они не менее уместны в других помещениях.
Красочные расписные плитки становятся акцентом интерьера, поэтому в целом интерьер должен быть сдержанным и хорошо продуманным.
- Органично смотрится плитка в интерьерах в духе кантри, классических и неоклассических интерьерах. Облицовке подлежат фартук кухонного гарнитура, печи, стены в ванной комнате.
- Если вам не близки рисунки и орнаменты, выбирайте одноцветные модели спокойных оттенков, украшением которых является рельефный рисунок. Подобная отделка уместна в лаконичных интерьерах, стиля минимализм.
- В классических интерьерах в стиле русской усадьбы не возбраняется выложить изразцами весь каминный портал, а также стену, прилегающую к камину. Однако подобное решение смотрится уместно лишь в больших по площади комнатах.
Благодаря многообразию моделей изразцов удается найти «свой» вариант для любой комнаты. Яркие с рисунком плитки обычно становятся акцентом комнаты, используются опционно. Если использовать светлые образцы без рисунка, то ими можно отделывать более габаритные площади.
Кстати, светлая глянцевая плитка визуально позволяет увеличить пространство помещения. Расположите облицованный элемент таким образом, чтобы не него падали отблески солнечных лучей. Отражаясь от блестящей поверхности плитки, они будут создавать в помещении интересную игру света и тени, бликов.
Для спокойных по цвету и стилю интерьеров можно использовать яркую, но при этом изысканную ярославскую плитку. Например, роспись цветочным орнаментом с крупными нанесенными элементами.
Гжель (традиционное сине-белое сочетание) органично смотрится в стиле кантри, прованс, а также в классических интерьерах. Сочетайте гжельскую плитку с однотонной синей, белой или голубой, чтобы получить яркий, но ненавязчивый интерьер.
Для сдержанных элегантных интерьеров можно рекомендовать голландские изразцы, имеющие до мельчайших деталей прописанные узоры. Благодаря этому плитки смотрятся как миниатюрные картинки и становятся изысканным элементом декора.
Изразцовые поверхности хорошо сочетаются с натуральным камнем, деревом, а также керамической плиткой.
Подробнее о процессе производства и видах изразцов смотрите в видео ниже.