Внутреннее освещение в интерьере

Освещение – важная составляющая любого интерьера. С его помощью можно до неузнаваемости изменить любое помещение, создать объемные эффекты, изменить визуальное восприятие.

Особенности

Если нормы освещенности в помещении соблюдаются, человеку комфортно в нем находиться, он меньше устает и лучше себя чувствует. Яркое или, наоборот, тусклое освещение оказывает негативное действие на человеческий организм. Уровень освещенности зависит от комнаты и положения источника света. Она измеряется в люксах. А мощность потока – в люменах. Его значение можно узнать на упаковке, измерить с помощью специальных приборов (инструментальный метод) или рассчитать самостоятельно (геометрический). Световой источник с потоком в 1 люмен создает на одном квадратном метре освещенность в 1 люкс.

Следствием превышения показателей могут стать:

  • Неприятные ощущения в глазах (сухость, резь) и покраснение слизистой оболочки;
  • Возбуждение нервной системы, раздражительность, мышечное напряжение.

Если нормативы снижены, в первую очередь страдают:

  • органы зрения (вплоть до появления дальнозоркости и близорукости);
  • ухудшается психологическое состояние (это может привести к проявлению различного рода депрессий, неврозов, рецидивов уже имеющихся заболеваний);
  • в результате длительного воздействия возможен гормональный сбой, что ведет к нарушениям в эндокринной и других системах организма.

Поэтому нормы освещения должны тщательно контролироваться. Если человек чувствует себя хорошо и не замечает изменений в настроении или организме, значит, нормы светового потока соблюдаются. Для разных помещений они отличаются:

  • на лестнице – 20;
  • в санузле – 50;
  • в подсобных помещениях, коридоре, холле, кладовой – 50;
  • в гардеробной – 75;
  • в спальне, гостиной, кухне – 150;
  • в деткой комнате – 200;
  • в рабочем кабинете, библиотеке, комнате с компьютером – 300.

Чтобы узнать, соответствует ли строительным нормам и правилам показатель освещенности в той или иной части квартиры, необходимо:

  • Умножить норму для этой комнаты на показатель площади.
  • Показатель светового потока каждого источника света умножить на их количество.
  • Сравнить эти два значения.
  • Сделать вывод. Если присутствует превышение или дефицит, то необходимо произвести определенную корректировку. Например, уменьшить либо увеличить количество источников света или выбрать для каждого из них меньшую (большую) мощность соответственно.

Учитывая эти особенности, можно создать оптимальные условия для работы и отдыха и исключить дополнительные угрозы здоровью.

Виды

Свет в виде электромагнитных волн, видимых глазом и преобразованных зрительным анализатором, является непременным условием жизнедеятельности людей. Внутреннее (то есть применяемое в помещениях) освещение делится на:

  • Естественное – излучение солнца и его рассеянное отражение в атмосфере;
  • Искусственное – излучение различных устройств, способных преобразовывать разные виды энергии;
  • Общее – сочетание естественного и искусственного;
  • Зональное – для освещения определенного участка жилой площади;
  • Декоративное, выступающее главным образом в роли украшения.

Естественное обладает рядом следующих положительных характеристик:

  • выгодно с экономической точки зрения, так как позволяет более рационально расходовать не только энергетические ресурсы Земли, но и целесообразно распределять денежные средства отдельно взятого человека или семьи;
  • наиболее подходящее для органов зрения;
  • не вызывает дискомфорт, свойственный определенным электрическим устройствам.

Источниками света выступают природные объекты или явления, такие как солнце и другие космические объекты (кометы, звезды, межзвездный газ), полярное сияние, молнии, био- и радиолюминесценция.

Чтобы определить, соответствует ли освещение требованиям СанПиН, необходимо рассчитать отношение внутренней освещенности к наружной. Полученный коэффициент и должен стать своеобразным критерием оценки. В зависимости от расположения отверстий для проникновения такого освещения выделяют следующие виды:

  • боковое (к нему относятся проемы окон и дверей);
  • верхнее (прямые и рассеянные лучи попадают в помещение с помощью прозрачной крыши и зенитных фонарей, которые могут быть выполнены в пирамидальной, полусферической формах или в виде прозрачного купола);
  • смешанное (комбинированное).

Существенным недостатком такого освещения является его неравномерность в зависимости от:

  • климата;
  • времени года и суток;
  • облачности и состояния атмосферы.

И если изменить погоду нам не под силу, а изменение географического положения вследствие переезда кажется радикальным решением, можно воспользоваться некоторыми рекомендациями:

  • В первую очередь, необходима перепланировка помещения – снос перегородок, расширение проемов и проходов, замена прозрачных перекрытий и стеновых панелей на прозрачные. Это требует определенного согласования в специальных организациях и вложения дополнительных средств.
  • Менее затратными и трудоемкими будут замена глухого полотна балконных, межкомнатных и входных дверей на полотно с пластиковыми или стеклянными вставками во весь рост или частично.
  • Балконные конструкции следует заменить на новые с большей проницаемостью.
  • Если речь идет о частном доме, можно уменьшить высоту забора или сделать его сквозным.

Кроме этого, часто бывает, что причинами затемнения в комнате могут быть близко расположенные кустарники или деревья. В таком случае можно постричь крону, спилить ветки или удалить часть ствола или весь полностью. Не стоит заниматься этим самостоятельно, так как может последовать административная ответственность. Обратитесь в управляющую компанию или государственную жилищную инспекцию. Можно вызвать специалистов из СЭС и попросить дать заключение по вашей квартире. То же самое следует предпринять, если вас не устраивают другие временные постройки напротив ваших окон. С постоянными строениями, например, жилыми домами, изменить ситуацию будет практически невозможно.

Искусственное освещение представляет собой сложную систему устройств, включающую все световые приборы в доме. Главной отличительной чертой таких источников света является то, что они созданы человеком. Кроме того, от естественных они отличаются длиной и цветом излучаемых волн. Тем не менее, они вполне комфортны для органов зрения при соблюдении всех норм и правил. Основное их преимущество – независимость от временных и пространственных факторов, то есть его можно использовать как ночью, так и днем, в любую погоду и в любом географическом положении.

Есть несколько способов организации искусственного освещения:

  • направленный (освещается конкретный участок площади);
  • отраженный от поверхности;
  • рассеянный (равномерно распределенный в разных направлениях, например, обычная лампочка без абажура);
  • смешанный (например, устройство с тремя разнонаправленными лампами).

Основная составляющая искусственного освещения – лампы. Они могут различаться по форме, размеру, количеству потребляемой энергии, мощности излучения. Благодаря новейшим техническим разработкам появляются все новые виды с улучшенными характеристиками. Однако основными разновидностями являются:

  • Лампы накаливания – классический вариант, наиболее часто применяемый в домашних условиях. Их популярность объясняется доступной ценой и простотой в изготовлении и использовании.
  • Галогенные – отличаются от обычных ламп накаливания тем, что в них содержится специальный галогенный газ, способствующий получению более яркого свечения.
  • Светодиодные – их мощность ограничена, так что они применяются как местный источник света. Высокая цена соответствует большим срокам службы.
  • Люминесцентные – представляют собой колбу с напылением, заполненную парами ртути. В быту встречаются реже, так как мерцают и шумят.
  • Энергосберегающие – модифицированная модель люминесцентных. Выгодны благодаря высокой светоотдаче, несмотря на риск высвобождения ртути при повреждении.

Общее (его еще называют центральным, или верхним) затрагивает отдельное помещение или целую квартиру. У него есть ряд особенностей:

  • Расположение источников света на потолке комнаты обеспечивает равномерное освещение;
  • Отсутствие контрастных теней не вредит здоровью;
  • Позволяет объединить части комнаты в одно целое – в таком случае интерьер не выглядит разрозненным, а смотрится как единое целое.

Такой вид может иметь несколько вариантов расположения светильников:

  • Подвесные (с использованием люстры). Это наиболее привычный вариант, обусловленный тем, что в связи с особенностями строительных технологий на потолке имелся только один вывод для осветительных приборов. Как правило, он располагался по центру. Такого рода вариант используется до сих пор, так как помогает избежать материальных затрат. Современная люстра может иметь не один, а несколько светильников и иметь довольно оригинальную форму. Такой вариант хоть и является консервативным, но по-прежнему остается самым популярным и доступным.
  • Смешанные (с люстрой и точечными светильниками) – такой вариант подойдет для натяжного или подвесного потолка.
  • Врезные и накладные (с точечными) – они могут располагаться как по периметру комнаты, равномерно по всей площади потолка или в определенной последовательности. Применяется для натяжных, подвесных, кассетных и реечных видов отделки.

Зональное – затрагивает какую-то определенную часть комнаты. Обычно его применяют в двух случаях:

  • когда недостаточно освещения для каких-то определенных работ (например, над письменным столом, гримерным зеркалом, элементом декора, картиной);
  • как инструмент зонирования – для визуального выделения по функциональному признаку (чтобы отделить столовую от кухни).

В зависимости от способа крепления – к стене или мебели, локальные светильники могут быть:

  • накладными – устанавливаются без нарушения целостности поверхности непосредственно на мебель, стену или потолок;
  • навесные – с помощью специальных устройств для навески, занимают больше места;
  • врезными – характеризуются сложностью монтажа, зато занимают мало места на одном уровне с поверхностью.

По тому, какое положение они занимают в пространстве, различают:

  • настенные – устанавливаются на стену или другую перегородку;
  • напольные – занимают больше места, зато не требуют никакого монтажа;
  • настольные – экономят место в пространстве комнаты, для их установки не требуются специальные навыки.

Различают стационарные и переносные светильники. Последние, безусловно, практичнее, так как могут перемещаться. Для напольных тяжелых моделей предпочтительнее колесики. Однако из-за особенностей конструкции они могут освещать гораздо меньшую площадь.

Как правило, в быту освещение в чистом виде встречается крайне редко. В основном, виды комбинируются в зависимости от потребностей. Например, общее дополняется местным. Только так можно создать комфортную и уютную обстановку в доме. Декоративное освещение ранее считалось излишеством, так как обычно не несет никакой функциональной нагрузки. В настоящее время ему придается гораздо большее значение, так как стремление выделиться побуждает находить все более оригинальные дизайнерские решения. Так как это требует определенных затрат, то такой способ оформления нельзя назвать часто используемым.

Цель применения любого декора – придание помещению особой привлекательности, поэтому количественные характеристики осветительных приборов не важны. Однако слишком сильные контрасты, яркие цветовые границы могут повлиять на психическое и физическое состояние проживающих людей. Отсюда следует еще одна особенность – такое освещение, если оно не соответствует нормам, должно носить временный характер. Постоянным при этом может быть общее, оно же будет выступать своеобразным фоном.

Источниками света здесь выступают:

  • светодиодные и неоновые лампы;
  • световые шнуры;
  • подсветка витражей, ниш и карнизов.

Если у жильцов есть творческие способности, возможно произвести декорирование самостоятельно, так как вышеперечисленные устройства не требуют сложного монтажа. Особенно эффектно такое освещение смотрится в ночное время без фонового освещения.

Дизайн и формы

С помощью правильно организованного освещения можно перенестись в ту или иную эпоху. Средневековье с готическим стилем больше подходит просторным помещениям. Их отличительной особенностью были особой формы дверные и оконные проемы и кованые железные светильники. Отраженный свет от витражей свет создает необыкновенный визуальный эффект. В современной интерпретации использовать свечи необязательно, так как есть лампы специальной формы.

Барокко использует люстры и настенные светильники без плафонов, так как основная их цель, помимо украшения помещения – осветить довольно большие по размеру апартаменты. В качестве декора используются позолоченные, посеребренные, латунные, медные металлические изогнутые детали и обработанное стекло.

Классицизм более сдержан в отношении декора. Красивые, правильные, прямые, четкие линии выглядят статусно и в то же время торжественно.

Современный минималистический интерьер, функциональный и выдержанный в узкой цветовой гамме дополнят светильники с непрозрачными или матовыми плафонами в цвет интерьера. А возможность изменения направления светового потока станет практичным дополнением.

Любой сдержанный интерьер можно оживить с помощью декоративной подсветки. Фоновая подсветка может сочетать точечные светильники со светодиодными или газоразрядными шнурами. Ярким примером тому является стиль хай-тек.

Оригинальность форм и необычное сочетание разных источников света включает эклектика.

Скандинавский стиль, отличительной чертой которого является светлый интерьер, может дополниться накладными или подвесными вариантами, оригинальными формами плафонов или ламп.

Перенестись в африканский или восточный интерьер можно с помощью осветительных приборов. Особенно оригинально смотрится подсветка ниш – это придает восточному интерьеру атмосферу таинственности и утонченности. Этническая стилизация придется по вкусу любителям путешествий, всегда будет смотреться оригинально и никого не оставит равнодушными.

Цветовые решения

Не стоит недооценивать влияние цвета освещения на человека. Большой урон здоровью он не нанесет, но может повлиять на настроение, эмоции – расслабить или, наоборот, придать бодрости. Чтобы узнать, какого цвета будет то или иное излучение, достаточно обратить внимание на упаковку. Цветовая температура измеряется в кельвинах и обозначается большой буквой К. Чтобы было более понятно, можно воспользоваться специальными таблицами с диапазонами этих значений и соответствующими оттенками.

В быту наиболее часто можно встретить три основных:

  • Теплый белый с желтым оттенком (соответствует естественному солнечному свету утром или вечером). Его излучают лампы накаливания, галогенные, люминесцентные. Действует на нервную систему успокаивающе, поэтому идеально подходит для спален и других зон отдыха.
  • Нейтральный белый (соответствующий дневному). Его можно назвать универсальным по своему применению, так же он хорошо сочетается с природными источниками света.
  • Холодный белый с голубым оттенком в большей степени применяется в офисах, школах и других учебных заведениях. Создает рабочий настрой, помогает собраться, стимулирует работу головного мозга. Для него подойдут светодиодные и флуоресцентные лампы.

Кроме выше обозначенных оттенков, свет может быть любого цвета. Это достигается двумя способами:

  • путем нанесения на колбу цветного напыления – это касается всех видов ламп;
  • для газоразрядных ламп – путем закачивания внутрь трубки или колбы различных газов, способных испускать лучи разной интенсивности.

Еще один важный показатель – индекс цветопередачи. Он указывается не на всех изделиях, но если не придавать ему значения, можно получить неприятный искаженный свет. Низкие показатели (меньше 80) превращают яркие цвета в тусклые, грязные с серым оттенком.

Управление светом

Огромное количество электрических приборов и устройств нуждается в правильной организации. Развитие электроники привело к тому, что такими приборами теперь управляют специальные устройства. Конечно, о том как будет осуществляться этот процесс необходимо подумать еще на стадии ремонта. Это потребует определенных финансовых затрат, возможно, физических сил и времени, зато продуманная система управления компенсирует вам эти усилия. А уж о значении комфорта в быту, когда даже незначительные непродуманные мелочи ежедневно будут мешать отдыху, и говорить нечего. Итак, управление бывает двух видов:

  • местное;
  • дистанционное.

Местное осуществляется коммутационными устройствами, которые обычно расположены внутри домов, около входа или выхода, а иногда и снаружи. Такими устройствами являются переключатели, сенсорные регуляторы, рубильники.

Выключатели подразделяются на:

  • обычные;
  • фотореле;
  • с датчиками движения.

Можно встретить управление с нескольких мест (чаще всего двух или трех). Такие выключатели называют перекрестными или проходными. Преимущество такой системы в практичности, удобстве и экономии электричества. Например, если комната проходная, разумнее разместить один выключатель на входе, а второй на выходе. Или разместить их около двери и мест, где человек отдыхает или спит. Причем один аппарат может контролировать группу светильников или только какой-то конкретный. Кроме вышеперечисленных, управление может быть двух видов:

  • ручным (воздействие осуществляется напрямую жильцами или наемными работниками);
  • автоматическим (это происходит независимо от людей с помощью таймера или датчиков, реагирующих на смену времени суток, движение).

Дистанционное управление обеспечивается специальным оборудованием, которое может находиться на значительном расстоянии. Оно делится на:

  • контролируемое с распределительного щитка;
  • проводное с помощью устройств;
  • беспроводное – с помощью различных пультов управления, радиовыключателей или аппаратов со специальным программным обеспечением (смартфонов, планшетов, компьютеров и т. д. ).

Главное достоинство таких систем – возможность контроля из любой точки комнаты или квартиры. А при помощи Всемирной паутины – даже из другой страны. По сути, оно же и является самым уязвимым местом, поскольку без пульта или смартфона повлиять на освещение в доме будет просто невозможно.

Учитываем тип помещения и его отделку

При выборе отделки потолка, стен и пола в первую очередь необходимо учитывать, на какую сторону выходят окна. Если на север, то в интерьере должны преобладать светлые теплые цвета (у них лучшая отражательная способность). Атмосферу уюта создадут текстильные, рельефные поверхности и теплый мягкий свет.

Если на юг или запад, тогда можно использовать любой цвет, в том числе и холодного спектра. В ярких интерьерах особенно нужно следить за искажением цветов. Например, теплое желтоватое излучение способно придать синему цвету зеленый оттенок.

Для улучшения естественного освещения мансардного этажа с наклонными стенами и других затемненных помещений можно использовать прозрачные стены или, если речь идет о деревянном частном доме, стеклянную крышу. Эта идея касается не только мансарды, но и других затемненных помещений.

Для помещений с низким потолком необходимо использовать врезные и накладные светильники. Если же все-таки используется люстра, необходимо убедиться, что она находится на достаточном расстоянии от пола. Особого оформления требует скошенный потолок. Конечно, точечные приборы будут более удобными, но если вы выбрали люстру на кронштейне, для эстетичности необходимо следить, чтобы они находились на одном уровне.

Подвесной многоярусный потолок, а так же ниши в стенах будут особенно эффектно смотреться с подсветкой. С помощью локального освещения (например, световых карнизов, настенных бра, настольных светильников) можно произвести зонирование квартиры-студии.

Правильно организованное интерьерное освещение способно кардинально изменить и даже расширить пространство квартиры. Для этого необходимы светлые, желательно глянцевые поверхности, которые будут отражать свет. Светильники в таком случае должны быть разнонаправленными, с прозрачными плафонами, а лучше без них.

Советы по выбору

Чтобы определиться, какой источник света необходим в данном помещении, необходимо определиться с тем, какие функции он будет выполнять. Если такими источниками будут электроосветительные приборы, то необходимо составить подробную схему. Тем более, что если таких изделий будет несколько. Есть несколько вариантов:

  • Если необходимо зонирование, можно использовать большое количество светильников – настольных, напольных и настенных бра. Главное, чтобы они все были выполнены в одном стиле и вписывались в интерьер.
  • Если помещение небольшое и не нуждается в местной подсветке – с одним крупным светильником.
  • Смешанный. Причем он может сочетать как несколько светильников на потолке, так и разделение их на уровни. Такой вариант позволяет включать какой-то определенный уровень, часть приборов или все устройства вместе.

Второй нюанс, на который нужно обратить внимание – возможность установки выбранных вами светильников. Не все идеи можно воплотить из-за технических характеристик (например, несоответствия сечения проводов и кабелей). Поскольку особенности монтажа, использования и управления у каждого вида свои, лучше проконсультироваться по этому поводу у специалиста.

Важно соблюдать баланс между эстетичностью и практичностью. Для этого рассмотрим примерные варианты того, как может выглядеть освещение в разных комнатах.

В гостиной как раз можно применить многоуровневую схему. Когда вся семья будет собираться вместе или при встрече гостей задействуется все устройства. Если необходимости в такой праздничной иллюминации нет, можно оставить включенными какую-то часть.

В кухне, помимо фонового света, обязательна подсветка над рабочей поверхностью. Кроме того, можно выделить декоративным освещением барную зону. Если стол стоит на кухне, основной источник света лучше разместить над ним.

Для спальни используют скрытый свет, ночники, настенные бра. Это создаст особую атмосферу и поможет выспаться, расслабиться или отдохнуть.

Детской комнате подходят светильники, закрытые матовыми или непрозрачными абажурами. Тут эстетичности предпочтительнее безопасность и практичность, а также соблюдение все нормативов и стандартов. Если ребенок уже пошел в школу, необходимо разместить дополнительные электроприборы рядом с письменным столом.

Прихожая – это своеобразное лицо дома, поэтому особенно важно, чтобы освещение было эффектным. На лестнице в целях безопасности лучше разместить аварийные светильники на батарейках или аккумуляторах.

Мастер-класс по созданию освещения в интерьере смотрите в следующем видео.

Комментарии
Автор комментария