Особенности и сфера применения евровагонки
Отделка стен внутри дома производится различными способами. Но обои, кафельная плитка и декоративные панели подходят далеко не везде. Подчас нужен универсальный материал, который позволяет покрывать поверхность жилого дома снаружи и внутри.
Особенности
Евровагонка – это такое покрытие, которое образовано из простой доски. Она обрабатывается во всех четырех плоскостях и оснащается соединением вида «паз-шип». Типичная ширина с шипами составляет 96 мм, без него – 88 мм. В толщину покрытие достигает 1,6 см. Обработка производится в рамках единой технологии, обязательно берется древесина из одной партии.
Евровагонка отличается от «простой» разновидности тем, что:
- она изготавливается более тщательно;
- делится на сорта;
- отличается изощренным профилем.
Влажность исходного сырья составляет максимум 15%, то есть обязательна камерная сушка. Запрещено классифицировать как евровагонку изделия короче 120 и длиннее 400 см. Шпунт делается глубже, а разброс габаритов между отдельными деталями должен быть минимален. Оборотная сторона покрывается бороздами, отводящими конденсат. Профессиональные производители обязательно обертывают отгружаемый товар пленкой, усаживающейся под действием температуры.
Виды
Большое значение для правильного выбора имеет оценка свойств породы. Так, липа считается наиболее качественным и достойным материалом. Сделанный из него массив отлично проявляет себя в местах с высокой температурой и влажностью, таких как баня либо сауна. Превосходные характеристики оборачиваются для потребителей повышенными ценами. Единственной приемлемой альтернативой оказывается осина.
Древесные хвойные породы рекомендуются для монтажа как внутри домов, так и вне их. А вот лиственная древесина допускается лишь во внутренней отделке.
Преимуществами осиновой вагонки считаются:
- светлый окрас;
- легкость;
- механическая устойчивость;
- нулевой риск появления трещин.
Сосна имеет среднюю плотность, довольно тяжела, сразу распознается по характерному красновато-желтому отливу. Постепенно окраска становится несколько темнее. При условии обработки специальными смесями сосновая евровагонка крайне устойчива к воздействию микроскопических грибков, грызущих насекомых. Легко может быть получен клееный блок, не вызывает технических затруднений окраска и пропитка морилками. Лиственница варьирует тона от светло-желтого до красно-коричневого цвета.
Такое покрытие прочно и почти не коробится. Даже негативные погодные условия не отразятся на свойствах этого материала. Неплохие результаты дает использование кедра. Подобная древесина отличается прочностью и ценностью, выглядит красивее массово используемых видов. Еще одним достоинством ее является хороший аромат, обеспечиваемый полезными для здоровья веществами.
Отличием еловой вагонки является светло-желтая окраска и солидная крепость. Обработать и покрасить ее довольно просто, поэтому себестоимость получается относительно приемлемой для большинства людей. Применение других видов деревянного сырья практикуется крайне редко.
Сфера применения
Еловое дерево используют на балконах, но только после специально пропитки. Дело в малой устойчивости к воздействию воды, значительной температуре и нападениях вредных насекомых. Лиственницу применяют и внутри дома, и вне его, очень ценят ввиду практических качеств. Изделия из ясеня и дуба рекомендованы для жилых комнат с небольшой влажностью, выглядят красиво и служат долго. Чтобы применить евровагонку для внутренних стен, материал тщательно готовят, предотвращая гниение и разбухание.
Вопреки распространенному мнению, европейская вагонка подходит не только для подсобных помещений. Современные дизайнеры и разработчики сумели опровергнуть такую оценку. Деревянные блоки отлично комбинируются с кафельной плиткой, различными обоями, штукатуркой и так далее. Евровагонка может быть применена на стенах и на потолке в одинаковой степени. Но во втором случае укладываемое полотно должно быть расставлено максимально плотно.
Надо ли специально обработать доски евровагонки перед укладкой на потолок, интересует многих. Никакой особой необходимости в этом нет, требуется только сушить при комнатной температуре материал минимум 14 суток. Крайне нежелательно ускорять этот процесс в домашних условиях. Лиственница не подходит для бани, там она очень скоро примет непрезентабельный вид. Плоха там и хвойная древесина, особенно в парилке, поскольку неосторожное касание может вызвать ожог.
Ольха, благодаря повышенной концентрации дубильных веществ, отличной подойдет при отделке парилки. Такое дерево обильно впитывает воду и пропускает мало тепла. Береза выделяется яркой текстурой, но плохо переносит повышенную влажность. Зато отлично пригодится в предбанниках или в комнатах отдыха при условии антисептической обработки. К сведению: крепления вагонки в сырых помещениях, в отличие от обычной комнаты, тоже должны быть защищены от влаги.
Евровагонка даже лучше обычной разновидности подходит в банях, потому что оснащена глубоким сочленением паза и гребня, отличается увеличенным шипом. Отвод воды происходит более активно. Скрытая за слоем материала поверхность лучше вентилируется. При вертикальной выкладке достигается повышение переносимой температуры за счет сокращения ресурса. В основном, такой метод подходит для парных с сухим воздухом и для саун.
Сорта
Классификация вагонки определяется исключительно по качеству исходного сырья. Стандартов на этот счет не существует. Точнее, есть еще ГОСТ 8241-88 и восточногерманский DIN, но оба нормативных акта давно не отвечают современным реалиям. Норматив из ГДР, к примеру, допускает даже для класса А выпадение сучков шириной до 0,5 см; у категории В вообще не считается нарушением появление синеватых оттенков.
Если нужно получить изделие сорта «Экстра», обычно применяется методика сращивания досок. Без нее пришлось бы платить за такой товар совершенно невообразимую сумму. Ведь количество идеальных кусков дерева достаточного размера даже в лесу высочайшего качества невелико. Чтобы предохранить материал, его нередко даже транспортируют в вакуумной таре. В наборе поставки чаще всего присутствует крепеж.Редкий потребитель XXI века согласится купить продукцию с такими характеристиками. Типичное описание европейской вагонки группы «Экстра» по техническим стандартам предусматривает полное отсутствие трещин. Получение необходимого материала производится с помощью целого ряда механизмов.
Кроме сушильной камеры, нужны:
- круговой пильный;
- торцевой;
- фуговальный;
- рейсмусовый;
- четырехсторонний шлифовальный станок.
Подлинность категории нужно выверять при непосредственном осмотре. Никакая маркировка и сопроводительная документация не заменят подобного теста. При отказе продавца продемонстрировать изделие от покупки лучше отказаться. Рекомендуется проверять выборочно несколько досок сверху, из середины и из самого низа. Что касается категории А, она может быть даже лучше премиальных товаров или немного хуже их, все зависит от конкретного производителя.
Что немаловажно, не следует прикрывать краской обнаруженные дефекты, если они соответствуют требованиям к сорту. Для маскировки применяют только лак. Дополнительно декорировать поверхность, придать ей роскошный облик помогают воск и масло.
Даже на евровагонке самого худшего сорта недопустимы:
- сквозные трещины;
- растрескивание, достигающее торца;
- охват гнилью более 10% материала;
- появление свыше 3 червоточин на 1 пог. м.
Размеры
Разобравшись с разновидностями материала, пора ознакомиться и с его стандартными габаритами. Величина паза составляет 0,9 см (на 0,4 см больше, чем у простых типов вагонки). Если ламели стыкуются, паз может увеличиваться до 1,5 см. Длина колеблется, как уже говорилось, от 1,2 до 4 м; толщина по стандарту варьируется между 1,3, 1,6 и 1,9 см.
Ширина имеет такие нормативные значения, как:
- 8;
- 10;
- 11;
- 12 см.
Указанные габариты подойдут для облицовки даже крупной комнаты (зала). Величина шипов в 8 и 9 мм одинаково соответствует стандартным требованиям. Отличия от типовых габаритов по длине составляют не более 0,5 см, по ширине – 0,1 м. Предельное отклонение толщины равняется 0,07 см, а по масштабу шипа – всего 0,05 см. Эти требования придуманы не просто так, а для того, чтобы исключить возникновение щелей и потерю внешнего вида.
Цвета
Окраска евровагонки – не менее важный момент, чем ее размеры или другие моменты. Большинство производителей окрашивает этот материал тем или иным способом. Универсальным решением во многих случаях оказывается белый либо бежевый тон. При желании украсить интерьер кардинально применяют любую яркую краску. Именно применяют: даже изначально неброская поверхность может быть преобразована своими руками.
Слегка равнодушные теплые оттенки становятся отличным выбором в спальных и кухонных комнатах. А вот рабочий кабинет или коридор, которые носят сугубо утилитарный характер, окрашиваются в основном в холодной гамме. Возвращаясь к белой краске, стоит сказать, что она должна применяться только там, где меньше всего риск засорения. Осторожнее следует подходить и к перламутровым оттенкам. Несмотря на свой внешний эффект, они крайне быстро пачкаются, причем в светлых комнатах это только усиливается.
Несмотря на сравнительную простоту самостоятельной окраски, промышленное покрытие все же предпочтительнее. Оно заведомо ровное и четкое. На заводе строго контролируется качество краски, там даже проверяют ее в лабораториях выборочно, что невозможно в быту. О меньшей затрате времени и сил, об исключении ошибок и говорить не приходится. Более того, товар поступает уже высушенным и полностью пригодным к монтажу.
Советы
Монтаж может происходить различными способами. После пропитки деревянные рейки сохнут 48-72 часа, одновременно дерево приспосабливается к микроклимату помещений. Потом формируют обрешетку для реек, прикрепляя бруски дерева величиной 1 дюйм на дистанции 500-600 мм друг от друга. При облицовке наружных поверхностей лучше закладывать в промежуток от поверхности до обрешетки утеплитель. Выбор его производится индивидуально.
Завершив подготовку, монтируют само покрытие в вертикальном или горизонтальном ходе. Второй вариант выбирают в основном те, кто намеревается расширить ощущаемое пространство. Желательно ориентировать реечные пазы вниз, чтобы исключить скопление пыли и грязи. Контроль качества производится через каждые 7-10 реек. Последнюю доску подогнать будет сложнее, а времени будет затрачено немало.
Вертикальная раскладка подразумевает возможность визуально поднять потолок. Кроме того, она отличается тем, что позволяет ставить вагонку различной величины. Действовать требуется от угла, доски крепятся в пазы предшествующих реек. Первую доску присоединяют на гвозди, шляпки которых перекрываются декоративными шляпками. Крепление кляммеров производится на заднюю стенку. Укрывать ли шляпки, вгоняемые внутрь завершающей доски – решают сами строители.
Кроме разделения евровагонки на сорта и ее крепления, нужно уделить внимание и покраске. Ситуации бывают разные, в отдельных случаях тот цвет, который первоначально показался симпатичным, в реальности не пошел. Или же изменились оформительские приоритеты. Или делается новый ремонт, после которого старая расцветка становится уже неприемлемой. Важно разграничивать составы для внутренних и для внешних работ и никогда не путать их в принципе.
Перед окрашиванием используют защитные смеси, тонирующие морилки. Также вместо красок широко используются лаки, масла для покрытия древесины. Какой из этих вариантов выбрать – во многом зависит от личных предпочтений. Нельзя забывать, что цвет на экране монитора или в печатном каталоге, да даже при открытии банки будет не таким, как в конце. Подчас приходится окрашивать ради теста малозаметный участок.
Белоснежный текстиль, если им разбавить вагонку и брус, станет восприниматься еще свежее. Яркие, сочные стены как фон для светлой мебели подойдут идеально. А вот окрашивать всю вагонку в идеально белой гамме неразумно и неуютно. Гораздо правильнее сделать небольшое отступление от нее, добавить немного иного цвета, пусть даже это будет только отлив. Чтобы сократить расход красок, дерево грунтуют с добавками антисептика.
Задать ощущение задумчивости, продемонстрировать глубокий замысел помогают сложные тона с ощущением присутствия слоя пыли. Отличный шаг – сочетание красочных стен с белым полом или с более темным потолком. Но одновременно комбинировать все три элемента не стоит, принять грамотное решение, оправданно ли это, смогут только подготовленные дизайнеры. До начала монтажа следует убрать с отделываемой поверхности все посторонние включения и загрязнения. Обрешетку ставят под прямым углом к будущему ходу вагонки.
Работать желательно от угла. Если вбить в первую доску гвоздь или закручивать болт, можно упростить работу. Но восприятие будет испорчено, а при необходимости не получится демонтировать вагонку, если не нарушать целостность. Куда лучше использовать кляймеры, к тому же они более надежны. А если что, снять крепеж получится и без повреждения облицовки.
Евровагонка, которую предстоит монтировать по вертикали на некоторой дистанции от пола, целесообразно поддерживать «поддоном». Так именуют рейку с выпуклым контуром, удерживающуюся на обрешетке.
Демонтировать вагонку необходимо не только в том случае, если она перестала нравиться. Постепенно древесина будет утрачивать лакированное покрытие. Станет ухудшаться и ее цвет. Реконструкция этих характеристик лучше всего проходит после снятия блоков. Все работы следует выполнять при обычной комнатной температуре. Идеальная влажность для монтажа и реконструкции – от 50 до 70%.
Восстановление внешнего вида начинается со снятия отделки и обработки. Потом материал два раза окрашивают (он должен высыхать). Потом наносят лак, сушат его при нормальных условиях двое суток. Потом монтируют вагонку на обрешетку. Время ожидания не стоит тратить зря, обрешетка тоже должна быть исследована и отремонтирована.
Оригинальный шаг – нанесение на стены евровагонки, отличающейся по тональности. Различные помещения, расположенные рядом, украшают контрастными цветами. Исключение делают для совсем темных красок, которые только создадут гнетущее впечатление. Еще способ проявить свой неординарный подход – выбор нетипичного орнамента. Так, по периметру доски можно поставить его в виде квадрата, внутренняя часть которого отделывается по диагонали.
Такая практика применима как в отрыве от цветовых изысков, так и в тесной связке с ними. Большую роль играет не только расцветка, но и общий стилистический замысел. К примеру, в обстановке кантри наиболее предпочтительны белый цвет и различные его оттенки. Не менее хорош он окажется в скандинавском интерьере. Тогда соответствующая расцветка выбирается и для стен, и для потолков.
Евровагонка позволяет создать и привлекательный мягкий интерьер в экологическом ключе. Кухни обычно или обшивают полностью, или выделяют при помощи этого материала одни обеденные участки. Интересный и пока не избитый ход – набивка панелей исключительно в нижней части стены. Для разделения разнородных фрагментов неплохие результаты дает использование молдингов. Если нет понимания, в каком помещении вагонка уместнее всего, нужно ориентироваться на спальню.
Лак, который будут наносить на материал, не должен быть предназначен для бань. Куда лучше использовать специальные составы для наружных или внутренних работ – смотря по тому, что именно планируется. Не допускается монтаж евровагонки на кирпичные и железобетонные стены без обрешетки. По деревянной поверхности она может быть пущена сразу. Но только при условии исключительно ровной поверхности.
Красивые примеры отделки в интерьере
Вагонка белого цвета может смотреться вполне привлекательно даже в очень светлом интерьере. Умелое употребление черных и цветных акцентов, даже если они вставляются лаконично, может демонстрировать свою прелесть и в этом случае. Для цветового контраста неплохо применять различные декоративные предметы и узор на текстильных изделиях.
Светло-желтая поверхность довольно хорошо смотрится, если для контраста употреблено окно темно-вишневого оттенка. Но лучше не ориентироваться слепо на готовые образцы, а учитывать свой вкус и конкретную обстановку; соблюдая эти принципы, можно получить высококачественный интерьер, который прослужит максимально долго.
О монтаже евровагонки вы узнаете в следующем видео.