Выбираем абажур для светильника

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Особенности
  3. Виды
  4. Материалы
  5. Цветовые решения
  6. Декор
  7. Популярные стили
  8. Размеры и формы
  9. Обзор производителей
  10. Красивые примеры в интерьере

Вне зависимости от того, для светильника вы выбираете абажур или для люстры, правила и критерии подбора остаются те же самые. Абажур должен быть не только красивым, но и функциональным, а также безопасным. Но для начала определитесь, для каких целей вы приобретаете плафон: в качестве защиты от света или для преломления пространства.

Что это такое?

С французского слово «абажур» буквально переводится как «приглушитель света». Абажур или плафон – это основная часть светильника, колпак, который крепится на каркас и рассеивает или пропускает свет от лампочки. Плафоны для светильника делаются из множества материалов и используются для различных нужд, они помогают правильно преломить свет и создать нужную атмосферу в комнате.

Особенности

Традиция покупать отдельно основание и колпак для светильника зародилась в Америке. Связывают это с тем, что такой подход позволяет не только значительно сэкономить, но и создать свою уникальную модель лампы, которая будет существовать только в единичном экземпляре. Мало кто откажется от подобного предложения, и эта традиция постепенно распространилась по всему миру.

При выборе плафона нужно учитывать не только эстетическую сторону вопроса. Безопасность должна стоять на первом месте. Именно поэтому рекомендуется покупать модели, выпущенные только проверенными производителями: вероятность воспламенения подобных конструкций практически равна нулю. Помимо этого, необходимо проверять состав. Некоторые деревянные модели могут в процессе эксплуатации выделять формальдегидные смолы, опасные для жизни.

Еще одной яркой особенностью плафонов является их стилистическая сторона. Важно, чтобы абажур хорошо подходил комнате по стилю. Данный пункт особенно значим для подвесных конструкций, они всегда притягивают к себе внимание. Если колпак для светильника красивый, но не подходящий, это негативно скажется на всем облике помещения.

Необходимо обращать внимание и на крепления. Иной раз возникают проблемы с неподходящей шириной цоколя. Патрон обязательно должен подходить под тип крепления плафона.

Помимо стандартного крепления на кольце, маленькие модели могут фиксироваться на клипсе-прищепке. Достаточно крупные модели обычно оснащаются креплениями и на нижнем кольце, и на верхнем.

Подбор материала и орнамента особенно важен, если подбирается прикроватный светильник в спальню. Проще всего заказать пошив абажура в том же ателье, в котором вы заказывали остальные элементы отделки. Выполненный из той же ткани плафон чудесно впишется в комнату.

Обращайте внимание и на то, со всех ли углов зрения плафон прикрывает источник света. Например, при чтении не очень удобно, если яркий свет бьет в глаза из-за недостаточно низко опущенного плафона или его слишком широкого основания; в этом случае идеальным выбором станет абажур-амфора.

Следите и за тем, чтобы плафон полностью скрывал «начинку» лампы, не выставляя напоказ детали крепления лампочки или самого торшера.

Виды

Абажуры классифицируют по многим параметрам, в числе которых форма, материал, размер. Чтобы выбрать наиболее подходящую модель, следует мало-мальски разбираться в каждом из разделений.

По месту крепления:

  • Подвесной. Потолочный абажур или плафон играет роль люстры, с успехом справляясь со всеми ее ролями: декорирование интерьера, рассеивание света, создание достаточного уровня освещения. Абажур-подвес на потолок может быть как одиночный, так и представлен целым «букетом» из плафонов; также зачастую подбираются плафоны на многолампочное основание.
  • Настольный. Для светильника, располагающегося на столе, прикроватной тумбе или крепящегося с помощью клипсы к основанию кровати нужен плафон, отличающийся по своим признакам от всех остальных моделей. Здесь в расчет берется не только светоотдача модели, но и температура света, безопасность выбранного элемента, его способность не нагреваться от лампочек. Настольные абажуры меньше и обычно имеют овальную форму: призакрыты и сверху, и снизу, чтобы яркий свет не бил в глаза.
  • Абажур, монтируемый к напольному светильнику, зачастую делается больше и подвесных, и настольных моделей. Его размер рассчитывается исходя из пропорций всей комнаты и основания, на которую плафон устанавливается. Как правило, напольные светильники используются как самостоятельные элементы интерьера, поэтому крайне важно подбирать их в согласии с окружающей обстановкой.

По форме:

  • Полукруглые;
  • Круглые;
  • Квадратные;
  • Прямоугольные;
  • Трапециевидные и так далее.

По материалу:

  • Бумажные;
  • Тканевые;
  • Плетеные;
  • Стеклянные;
  • Деревянные;
  • Пластиковые.

По размеру:

  • Большие;
  • Средние;
  • Маленькие.

По фактуре:

  • Гладкие. Гладкие абажуры делаются из различных материалов. Несмотря на их простую фактуру, они выглядят стильно. В данном случае открыт простор для различных экспериментов с дизайном, необычные формы и орнаменты привнесут толику индивидуальности в интерьер.
  • Фактурные. При работе с фактурными моделями обычно дизайн ограничивается уже имеющейся фактурой. Например, абажур, поверхность которого словно выложена розочками, вряд ли будет иметь сложную форму или изысканное основание, поскольку это только перегрузит модель. То же самое можно сказать и о вариантах из узорного или витражного стекла.

По наличию подложки:

  • Шитые. Такие каркасные модели могут иметь сложную форму: многогранную, полусферы и так далее. В данном случае имеется много швов, создающих тени.
  • С пластиковой подложкой. Возможны только простые геометрические формы: цилиндр, конус, квадрат. Абажуры снабжаются двумя кольцами: верхним и нижним, роль остального каркаса играет подложка. Дополнительно такие модели подразделяют по ее цвету. Она может быть белая, полупрозрачная, матовая, серебристая и так далее – вариантов очень много.

Преимуществами подобной конструкции можно назвать наличие только одного шва, а также возможность проектировки двусторонних моделей, у которых, например, изнанка узорная, а внешняя сторона однотонная.

По светопропускной способности:

  • Прозрачные. Такие модели изготавливаются из стекла и позволяют пропустить максимально возможное количество света. Используются в темных помещениях, а также для создания драматического эффекта, в особенности если в качестве осветительного элемента выбрана лампа теплого света.
  • Непрозрачные. Практически каждый из плафонов так или иначе можно назвать непрозрачным. Есть модели, которые лишь слегка рассеивают свет, а есть абажуры, лучи света из которых выбиваются только сверху и снизу. От выбора материала во многом зависит и светопроницаемость модели.

Перед покупкой нужно заранее подумать о том, насколько рассеянный свет вы бы хотели видеть в помещении.

Дополнительно стоит выделить модели с фигурной резьбой, которые во включенном состоянии позволяют проецировать на стены и потолок различные фигурки, например, звезды, животных и так далее.

Материалы

Самыми дешевыми признаны колпаки для светильников из бумаги. Встречается большой выбор расцветок, да и качество бумаги различается. Несмотря на недолговечность, подобные модели пользуются большим спросом, так как при необходимости их можно без труда заменить новым образцом.

Наиболее типичными являются плафоны из ткани. Тканевый колпак открывает большой простор для фантазии: его можно дополнить декором или выбрать за основу материю с рисунком. Есть и образцы из элитных материалов, например, шелковый или льняной.

Многие модели вязаные кружевные или выполнены в технике макраме – среди них каждый найдет что-то на свой вкус

Плетеный плафон выбирается, в основном, для деревенских или эко-интерьеров. Помимо перечисленных макраме и кружева, в последнее время частенько используют модели из ротанга. Деревянный вариант практически не требует ухода, а смотрится современно и экологично.

Стеклянный плафон – классика жанра для настенных и потолочных осветительных приборов. Различные вариации светопропускающей способности стекла, его цветов и рисунков открывают широкий простор для экспериментов как с типом освещения, так и с эстетической стороной помещения.

Железный кованый вариант актуален как никогда в силу специфики его использования. Для современных стилевых направлений именно металлический плафон подойдет лучше всего. Он может быть выполнен в различных цветовых вариациях: медный, бронзовый, серебряный, черный или белый. Частой дешевой альтернативой металлу называют пластик, который внешне ничем не отличается от железа, но значительно уступает ему в долговечности и прочности.

Есть и необычные варианты материалов. Например, банные деревянные защитные панели делают с гималайской солью внутри. Некоторые элитные модели абажуров оснащают отделкой из драгоценных камней или металлов.

В стиле «хай-тек» самодельные плафоны часто изготавливаются с использованием обыкновенных пластиковых ложек.

Цветовые решения

Сейчас в моде яркие цветовые оттенки и их сочетания.

К наиболее актуальным можно отнести следующие:

  • Фиолетовый;
  • Оранжевый;
  • Зеленый;
  • Красный;
  • Малиновый;
  • Желтый;
  • Черный;
  • Белый;
  • Бирюзовый;
  • Кремовый;
  • Салатовый;
  • Голубой;
  • Бежевый;
  • Прозрачный.

Как видно из приведенного перечня, встречаются и нейтральные тона. С ними можно сочетать насыщенные оттенки, а можно использовать их и по одиночке.

Цветные абажуры, в основном, применяются в качестве ярких акцентов интерьера. Монохромные комнаты часто «разбавляют» при помощи яркого пятна.Однако оформление и стиль такого плафона должен перекликаться с остальными предметами обстановки, иначе он выбьется из общей композиции и будет смотреться нелепо.

При выборе плафона насыщенного оттенка рекомендуется выбрать нейтральное основание. Нельзя выполнять весь светильник в одном цвете, только если речь не идет о минималистичных кованых моделях.

Если ваш выбор пал на плафон нежного приглушенного оттенка, можно дополнить его декором в ярком цвете. Например, бежевый образец будет превосходно смотреться с красной бахромой цвета бургундского вина.

Сочетая разноцветный фон и декоративные элементы, старайтесь дублировать неосновные цвета. Например, белый колпак с растительным узором можно дополнить изумрудным кантом по краю и швам.

Используя прозрачные стеклянные плафоны в современных интерьерах, рекомендуется отказаться от какого-либо декора вообще. Правильно выбрать оттенок самого света – вот основная задача в данном случае. Можно подобать аналог лампы Эдисона. Она освещает пространство приглушенным теплым светом, и свет только подчеркнет всю прелесть прозрачной модели.

Отталкивайтесь от своего чувства гармонии при планировании цветовых сочетаний. Вам предстоит проводить время в комнате с подобранным образцом, так что внутренние ощущения – это то, на что нужно ориентироваться в первую очередь. Если дизайнер советует использовать какое-либо сочетание, но вас оно не вдохновляет, откажитесь.

Это позволит вам сэкономить деньги на покупку по-настоящему понравившейся вещи в дальнейшем.

Декор

Многие люди считают скучным использовать обыкновенный плафон. К счастью, есть множество средств, подходящих для обрамления этой важной части интерьера.

Одним из наиболее избитых приемов является использование бахромы. Модели с бахромой находят применение в любой стилистике, главное – правильно выбрать расцветку и фактуру. Можно сделать бахрому шелковой или вязаной, матовой или блестящей, короткой или длинной в зависимости от особенностей интерьера.

Оформления края кантом – альтернативная идея, если бахрому вы считаете неуместной. Тесьма поможет красиво оттенить цвет абажура, создать необычные тени.

Аппликации также применяются достаточно часто. Они обычно объемные и выполнены в форме цветов, но бывают и исключения (например, для детской).

Еще одна интересная идея – использование техники декупаж. Задекорированные подобным образом плафоны смотрятся самобытно и оригинально, в особенности если работа выполнена самостоятельно.

Уместно применять и другие способы декорирования, например, кружево, кулиски, банты, стразы или бусины. Наличие тех или иных декоративных элементов должно быть обусловлено стилем помещения, а также хорошим вкусом и чувством меры.

Популярные стили

Абажуры используются в самых разных стилях интерьеров, начиная от классических и заканчивая современными. Каждое направление требует обязательного использования плафонов, но различающихся по своим характеристикам.

Для светильников в стиле барокко обыкновенно важен не столько абажур, сколько изысканное резное основание. Однако к плафонам предъявляются достаточно высокие требования: дорогие насыщенные цвета тканей не должны выгорать. Формы абажуров обычно выбираются конусообразные, а ткань на них собирается в плиссированные складки.

Для бохо стоит выбрать необычные модели, сделанные в технике макраме или пэчворк. Чем более самодельным будет выглядеть светильник, тем лучше. Обратите внимание на интересные вязаные абажуры в форме сферы, их можно сделать самому при условии, что вы умеете вязать.

Для светильников в восточном стиле используют каркасную основу, поверх которой зачастую накидывают различные красочные шифоновые платки. Используются и плотные плетения. Чаще всего встречаются плафоны в форме барабана-цилиндра.

Для стиля «кантри» также возможно использование вязаных моделей, но этим дело не ограничивается. Если для предыдущей стилистики приветствовалась техника пэчворк, то для этой абажур шьется из разных тканей, причем каждая из них является гранью колпака для светильника. Отсюда вытекает, что для «кантри» выбираются каркасные модели.

Для классических абажуров подходят сатиновые гладкие ткани, это делает их вид нарядным. Приветствуется декор в качестве бахромы или канта. Конфигурация каркасных плафонов для классического интерьера выполняется в форме годе: конус резко расширяется, начиная от середины абажура.

Для лофта обыкновенно используются металлические конструкции. Плафон может закрывать лампу только до середины, а может представлять из себя стилизацию под голый сложный каркас. Используются и варианты из прозрачного стекла различных нейтральных оттенков.

Вопреки распространенному заблуждению, стиль минимализм предлагает достаточно много вариантов отделки абажура. Они могут быть выполнены из ткани и из матового или прозрачного стекла, в основном делаются на деревянных основаниях. Сама форма абажура должна быть максимально лаконичной: сфера, трапеция, квадрат.

Не приветствуется наличие рисунков или ярких цветов, стоит придерживаться черно-белого спектра.

Правильным решением для стиля модерн станет выбор в пользу тканевого абажура средней светопропускающей способности. Подобный ход создаст необходимое необычное освещение комнаты, позволив стилю заиграть во всей красе и многообразии. Формы стоит выбрать простые, но не утрированные, например, цилиндрическую или классическую трапециевидную на подложке.

Милые абажуры в стиле прованс делаются из ткани с набивным рисунком. Гламурный облик абсолютно не подходит данному стилю, он близок по философии к бохо или кантри. Форма может быть как классическая конусообразная, так и полусферическая.

Приветствуются ретро-детали оформления: банты, кулиски, кисточки, оформление края кружевом.

Стиль рококо перекликается одновременно и с барокко, и с классическим. Здесь могут использоваться как ткани-плиссе, так и добротные полотна с рисунком. Предпочтительно использовать форму годе, в особенности если абажур выполнен из материи с орнаментом. Оформление кантом приветствуется.

Для скандинавских интерьеров характерно подбирать такие же абажуры, что и для минималистичных, однако предпочтение стоит отдавать моделям ярких цветов. Это связано с тем, что для скандинавского стиля часто именно абажур выступает в качестве яркого акцента всей композиции.

Выбирайте в качестве материалов полностью непрозрачное стекло, жестяные плафоны необычной формы, кованые.

Абажуры в стиле «хай-тек» отличаются смелой формой и дизайном. Их делают из разных необычных материалов: деревянных планок, пластика, микрофибры. Формы могут быть абсолютно разными, но в основном, это цилиндры различной высоты. Оттенки предпочтительно выбирать в цвете необработанных материй, из которых сделаны плафоны.

Шебби-шик абажуры близки к прованским, однако более замысловатые. Цветовая палитра – от нежно-розового и светло-кремового до приглушенного бежевого. Различные фактуры являются отличительным признаком: зачастую можно встретить модели, которые составлены из множества тканевых розочек или ромашек. Для фактурных моделей использование дополнительных деталей отделки неуместно, в то время как модели с набивным рисунком украшаются кулисами и бахромой.

Для шебби-шик используется только форма усеченного конуса.

Экологический интерьер уже в самом названии содержит руководство к выбору: экологически чистые материалы и естественные формы. Плетеные, деревянные модели могут быть как обыкновенными, так и составленными из необычных деталей для экстремального эко-стиля, например, трапециевидные из палочек. Тканевые модели выполняют изо льна или рогожки в натуральных расцветках без рисунков.

Размеры и формы

Различные вариации всевозможных размеров и конфигураций колпаков для светильников поражают воображение. Можно найти образцы на любой вкус: классические или необычные, маленькие или большие, круглые или прямоугольные.

Большие плафоны подбираются для напольных или подвесных светильников. Они позволяют зрительно уравновесить длину основания.

Крупные модели применяются для обрамления мощных ламп накаливания, большой диаметр позволяет плафонам не нагреваться во время работы.

Средние модели также используются для потолочных и напольных осветительных приборов, однако выполняются они из более термостойких материалов: металл, стекло, иногда пластик. Такие варианты задерживают свет и используются для локального освещения какого-либо определенного места.

Мини-колпаки выбираются либо для потолочных люстр, в которых предусмотрено использование нескольких плафонов, либо для настольных или прикроватных ламп. Они обычно защищают лампочки малой мощности, так что могут быть выполнены из любого материала.

Формы варьируются. Квадратный плафон – нестареющая классика, отлично смотрящаяся в любом масштабе. Круглый обычно используется для подвесных моделей, поскольку сферическая форма наилучшим образом выглядит именно под потолком. Цилиндр, как и квадрат, может выполняться в любом размере, однако наилучшим образом данная конфигурация подходит для напольных светильников. Трапециевидные конические абажуры полностью универсальны.

Обзор производителей

Прежде всего, не стоит покупать колпаки для светильников на базарах или подпольных рынках. Зачастую цена там практически такая же, как в салонах, но нет никаких сертификатов, подтверждающих безопасность использования купленных приборов.

На рынке плафонов можно найти как модели эконом-класса, так и элитные. Стоит отметить, что совсем дешевые варианты от неизвестных китайских производителей лучше не покупать. Мало того, что они могут быстро выйти из строя, в добавок их использование зачастую оказывается небезопасным.

Хорошо зарекомендовали себя модели из Европы. Испанские, итальянские, немецкие, чешские образцы прослужат долгие годы, не потеряв своего изначального вида.

Можно найти как модели средней ценовой категории, так и класса Люкс.

В последнее время популярность набирают и турецкие плафоны. Они выполнены в хорошем качестве, но стоят в разы дешевле, чем европейские. Разнообразие моделей приятно удивляет покупателя. Есть и тканевые, и стеклянные варианты.

Отечественные плафоны не уступают европейским по цене, но зачастую не представляют того же качества и дизайнерского разнообразия. Однако стоит отметить, что можно найти и достаточно качественные модели.

Красивые примеры в интерьере

Барочная мебель под старину прекрасно дополнена светильником на резном золоченом основании с простым тканевым плафоном. Мягкий белый свет дарит комнате уют, немного скрадывая вычурность и торжественность, однако для спальни подобное только на пользу.

Необычный колпак для светильника в детской дополнен орнаментом, перекликающимся по цвету и со стенами, и с элементами отделки мебели. Подобная модель связывает всю композицию комнаты воедино.

Кованый плафон отлично подчеркнул динамичность комнаты и ее современность. Черный цвет уравновешивает необычность конструкции, делая ее по-настоящему стильной.

На изображении наглядно показан пример использования мини-абажуров в дизайне потолочных светильников. Цвет подобран в гармонии с основанием так, что плафоны и каркас практически сливаются друг с другом. Чтобы не перетянуть внимание, тканевые конусообразные плафоны сделаны из матовой материи.

Не всегда колпак должен скрывать только лампочку. В современном дизайне модно, когда полупрозрачный плафон скрывает целую хрустальную люстру. Такой прием позволяет сделать атмосферу комнаты интимнее и гламурнее, придавая ей налет загадочности и мистики.

Если в ванной комнате установлена хорошая система вентиляции, можно рискнуть и повесить там тканевый большой абажур необычной конфигурации. Он выступит в качестве основного акцента композиции, грамотно и равномерно рассеивая свет.

Обратите внимание: чем интереснее плафон, тем спокойнее должна быть окружающая обстановка.

Колпак в виде кованой сети обрамляет лампы Эдисона, дополняя загадочную и мягкую обстановку. Кованые железные модели беспрепятственно позволяют свету проходить сквозь них, мало чем защищая лампочку, однако выполняя ценную функцию эстетического наполнения.

Такой колпак для светильника необычной формы имеет ряд преимуществ. Во-первых, благодаря интересному дизайну он может выступать в качестве акцента интерьера. Во-вторых, функция регулировки высоты позволяет то подсвечивать только обеденный стол, акцентируя на нем внимани и создавать мягкое освещение всей комнаты.

Вязаные абажуры на каркасе служат интересной заменой обыкновенным в силу того, что их можно вписать практически в любой интерьер. Для детской подобный выбор крайне интересен, в особенности если плафон создала мама малыша.

Вязаные вещи делают любую комнату уютнее и по-домашнему теплее.

Вот наглядный пример удачной комбинации разнофактурных плафонов, которые подобраны для зрительного разделения пространства. Часто к этому приему приходится прибегать в однокомнатных квартирах, чтобы визуально отделить одну зону от другой. Плетеная модель очерчивает пространство столовой, а спокойный тканевый напольный «собрат» – гостиную.

Несмотря на то, что абажуры выполнены в разных цветах, они гармонично сочетаются и с окружающей обстановкой, и друг с другом.

Подробнее смотрите далее.

Комментариев нет