Мозаика: происхождение и виды

Содержание
  1. Что это такое?
  2. История происхождения
  3. Разновидности
  4. Материалы
  5. Формы и размеры
  6. Цвета
  7. Примеры дизайна интерьера

Мозаика – искусство или ремесло? На этот вопрос можно ответить двояко. С одной стороны, это вид искусства, подобный живописи, где замысел автора воплощается в картину, но только посредством объединения мелких фрагментов в общее целое. С другой – это ремесло, направленное на украшение строений и интерьеров, в основе которого лежат специальные знания и навыки мастера, направленные на то, чтобы придать интерьеру неповторимость.

Что это такое?

Мозаика – это искусство создания рисунков и орнаментов из мелких разноцветных кусочков, называемых чипсами (иногда чипами), из какого-либо твердого материала путем компоновки на плоскости. С итальянского языка слово «мозаика» переводится как «сложенный из кусочков». Самыми распространенными материалами для создания мозаичных полотен являются природный камень, смальта (разноцветные осколки стекла), керамика, дерево, металл.

Современная мозаика, претерпевшая за многие тысячелетия развития внушительную трансформацию, стала, в основном, ремеслом, использующим в качестве отделочных материалов разноцветную мозаичную плитку с готовыми рисунками и узорами. Из таких мелких плиток складываются либо запланированные производителем узоры и рисунки, либо посредством разноцветных плиток складываются мозаичные композиции в соответствии с фантазиями мастера или пожеланиями заказчика.

Мозаикой стали называть отделочный материал, являющийся совокупностью мелких плиток прямоугольной формы различных цветов, из которых составляется напольный или настенный узор либо рисунок. Для отделки помещений стали повсеместно использовать керамическую плитку, покрытую разноцветной глазурью.

Но мозаика как часть прикладного декоративного искусства в чести у многих и сейчас. Индивидуальные творения мастеров мозаичной техники ценятся во много раз дороже, чем использование готовых шаблонов. Уникальные орнаменты и картины используются художниками как в градостроительной практике, так и у частных заказчиков, имеющих достаточные средства и чувство вкуса.

Такие творения создаются, в основном, из смальты (разноцветных стеклянных кусочков), камней как искусственных, так и натуральных. Причем материалы, используемые в композициях, комбинируются между собой, создавая эффект игры света и тени. Нередки индивидуальные заказы на эксклюзивную мозаику для внутреннего декора помещений с использованием нетрадиционных материалов, а также драгоценных камней и металлов.

Современные дизайнеры практикуют украшение помещений путем создания напольных и настенных мозаичных полотен, изготовленных из натурального камня и мозаичной плитки из дорогих древесных пород, покрытых противопожарной и влагозащитной прозрачной оболочкой. При этом подчеркивается естественная структура камня и дерева, разделяемая иногда вставками из металла и кости. Дизайн любого помещения, выполненный подобным образом, выглядит неброско, но роскошно.

Техника выкладки мозаики активно используется при отделке современных строений как снаружи, так и изнутри. Напольная и настенная мозаичная плитка, покрытая яркой глазурью, придает своеобразный колорит и изысканность любому интерьеру.

История происхождения

Мозаика возникла еще на заре возникновения человеческой цивилизации как искусство по созданию рисунков, складываемых из мелких разноцветных фрагментов различных материалов: камня, стекла, дерева, скорлупы и других материалов.

Историей зафиксированы факты зачатков мозаичного творчества еще за четыре тысячи лет до н. э. в Месопотамии. В древности шумеры создавали мозаику из обожженных кусочков раскрашенной глины. Мозаика присутствует и в усыпальницах древнеегипетских фараонов, где активно использовались разноцветные кусочки стекла.

С VI по II век до н. э. отмечается историками как период галечной мозаики, когда мозаичные рисунки представляли собой простые фигуры, сложенные из морской гальки черного, белого и красноватого цвета. Свидетельства такого творчества были найдены при раскопках в районах Средней Азии.

К IV веку до н. э. галечная мозаика усложнилась, приобретая вид более сложных рисунков и конструкций, где для разделения фрагментов стали использоваться свинцовые пластины, а количество элементов стало исчисляться тысячами.

В III век до н. э. в мозаике стала использоваться плитка квадратной и прямоугольной формы из камня, стекла и керамики. Это позволило значительно разнообразить композиции, придавая им четкие очертания и разноцветность. Мозаичные творения стали более похожи на живописные произведения, обладая большей реалистичностью. Старейшая плиточная мозаика была найдена при раскопках на Сицилии недалеко от селения Моргантина.

Но как полноценный вид прикладного декоративного искусства мозаика сформировалась в античные времена, откуда и пошло название данного вида искусства. Музами по древнегреческой мифологии считались девять покровительниц искусств, которые были дочерьми Зевса.

По картинам, созданным из стекла и камня и отражающим сцены из жизни различных времен и культур, а также по орнаментам и узорам можно проследить особенности развития человеческой цивилизации, религиозные предпочтения культур и народов.

Можно проследить, как оттачивалось мастерство корифеев мозаичного творчества: от создания простых каменных узоров до объемных красочных панно, объединяющих живописные техники и материалы.

В античные времена, а затем в Римской и Византийской империях использование мозаики стало неотъемлемой частью в градостроительной практике. Мозаичная плитка стала использоваться как для украшения стен домов, так и для украшения дорожного покрытия. Мозаикой стали выкладывать жилища изнутри, покрывая ей стены, бассейны и фонтаны. Она стала своеобразным мерилом благосостояния владельца.

В Древнем Риме зародился монохромный – черно-белый мозаичный стиль, который стал преобладающим на протяжении нескольких веков.

В России мозаичные творения стали появляться лишь к концу XX века после принятия христианства, на что оказала влияние Византийская империя. Налаженное производство смальты из стекла в Киеве в те времена положило начало расцвета мозаичного ремесла на Руси. Вершиной мозаичного искусства на Руси можно считать панно, украшающее Софийский собор.

Византийская школа, где наиболее значимы мозаики Равенны, была основана на религиозных взглядах. В ней использовались популярные в цветные эмали и золотые плитки, придающие мозаичным произведениям яркие и насыщенные цвета. При этом золотые плиты ставились под различными наклонами, что создавало магическую игру света и тени.

Восточная мозаика имела свои особенности. Исходя из того, что исламская религия запрещает любое изображение частей тела, включая лицо, в темах восточных мозаик присутствуют, в основном, орнаменты, геометрические фигуры, цветы и растения, а также всевозможные узоры.

Наиболее сложной в исполнении является техника Флорентийской школы, где использовались натуральные фактуры камня. Проводимый мастерами мозаики тщательный подбор природного каменного рисунка и его оттенков и умелое сочетание этого с идеальным соединением в единое целое придавал флорентийским мозаичным творениям своеобразный шарм, где естественность материалов гармонично сплеталась с идеями мастера. В мозаике использовались такие камни, как тигровый глаз, малахит, агат и другие. Часто использовались для внутреннего убранства интерьера мозаики из драгоценных и полудрагоценных камней и драгоценных металлов, особенно для украшения мебели и каминов.

К XVI веку сформировалась флорентийская школа мозаичных картин, которая до сих пор хранит свою индивидуальность. Мастера данной школы востребованы в настоящее время.

К этому времени возникло четкое разделение между мозаичным искусством и работой ремесленников, которые стали выкладывать плитку с готовыми узорами и картинами, украшая интерьеры. Хранители мозаичного творчества как искусства создавали свои неповторимые шедевры, украшая храмы и дворцы витражами и мозаикой. Мозаика стала использоваться не только для отделки помещений, но и для украшения мебели, шкатулок и даже одежды. Темы для мозаики были весьма разнообразны: цветочные узоры, животные и птицы, библейские темы, сцены праздников и сюжеты из городской жизни.

К концу эпохи Возрождения развитие мозаичного искусства затихает, передав эстафету панно и фрескам. Но к середине XIX века итальянский мастер Антонио Сальвиати стал возрождать мозаичное мастерство в стеклянном венецианском стиле. Интерес к почти забытому ремеслу разгорелся с новой силой благодаря прочности, практичности и долговечности стеновых и напольных покрытий, сделанных из мозаичных плиток.

Во время правления Екатерины II Ломоносов М. В. разработал новые технологии выплавки смальты и создал предприятие по ее производству. Много его мозаичных творений дошли до нашего времени. Его композиция из смальты «Полтавская баталия» вошла в мировой культурный фонд. Затем, после смерти Ломоносова, мозаичное ремесло практически не имело применения вплоть до середины XIX в.

Интерес к мозаичному мастерству возник на фоне зарождающегося стиля исторической архитектуры. В это время появляются мозаичные мастерские в Ватикане и Лондоне.

Царь Николай I организует создание российских мозаичных мастерских, вдохновленный византийскими мозаиками в киевском Софийском соборе. Для возрождения мозаики на Руси император направил для обучения в школе Ватикана художников и стал привлекать иностранных мастеров. Крупные мозаичные мастерские были организованы в Петербурге, Париже, Вене и Венеции.

Венецианские мозаики 1920 года, выставленные в Париже в 1925 году, были созданы в новом стиле ар-деко. Стали появляться мозаичные работы и в стиле модерн. В Барселоне Антонио Гауди совместно с Жузепом Марией Жужолем делают мозаики из битого стекла и керамики в Парке Гуэля.

Мозаика как искусство, также как и ремесло не стоит на месте, постоянно пополняя свой арсенал новыми технологиями и материалами. В начале XXI века, наряду с традиционными видами мозаики, благодаря новым технологиям стали появляться мозаичные плитки с объемным эффектом 3D изображений. Сложенные композиции из таких материалов, используя эффект объемности пространства, создают реалистичность рисунков, особенно животных, птиц и пейзажей.

Для продвижения художников-мастеров мозаичного дела существуют международные организации мозаики: Британская ассоциация современной мозаики и Общество американских мозаичистов.

Разновидности

Красота мозаичных покрытий успешно сочетается с их надежностью, обусловленной абсолютной влагостойкостью и долговечностью покрытия. Поэтому мозаику применяют в качестве облицовочного материала для фасадной отделки зданий, а также для отделки помещений с повышенной влажностью.

Фасадная облицовка посредством мозаичных покрытий дает возможность успешно закамуфлировать недоработки и трещины.

Для фасадной отделки, а также для украшения стен внутри помещения чаще используются методы и особенности, которыми руководствуется классическая художественная школа мозаики. Для нее характерно исполнение картин и разнообразных узоров с использованием традиционных материалов: смальта, дерево, кость, металл, натуральные камни – оникс, травертин, мрамор.

Для напольных же покрытий чаще применяются методы, свойственные современной венецианской мозаике «тераццо». Она представляет собой цементную смесь с каменной крошкой и битым бутылочным стеклом, куда добавляются осколки гранита и мрамора. После затвердевания получается очень крепкая водонепроницаемая поверхность с мозаичным рисунком, которая подлежит полировке.

По стилю мозаика делится на множество орнаментов и рисунков. Если в европейской культуре доминирует рисунок, то в восточной мозаике превалируют узоры с яркими насыщенными цветами, цветы и геометрические фигуры.

Все больше появляется желающих обустроить ванные комнаты, бассейны и кухни турецкой и марокканской мозаикой.

Если турецкая мозаичная плитка имеет яркую цветовую гамму, где яркие квадраты и треугольники украшаются насыщенными цветами, то марокканская мозаика отличается пастельными тонами и орнаментами, напоминающими персидские ковры.

Наряду с проверенными временем видами мозаики появились мозаичные плитки, при изготовлении которых используются новые цифровые технологии. Они позволяют делать мозаичную плитку с эффектом 3D, что воссоздает эффект объемности. Это свойство можно интерпретировать как в вогнутости пространства, позволяющей как бы визуально расширить помещение, так и в выпуклости, как бы приближая части мозаичного рисунка, оживляя его. 3D мозаика придает наибольшую реалистичность композициям по сравнению с традиционными видами мозаики.

Мозаика подразделяется по типу применяемых материалов и по типу укладки.

По типу используемых материалов:

  • стеклянная;
  • каменная;
  • смальтовая;
  • керамическая;
  • другие.

По способу укладки мозаичного полотна можно выделить следующие виды:

  • паркетри;
  • интарсия;
  • инкрустация;
  • блочная мозаика.

Паркетри

В данном способе используются мозаичные фрагменты, представляющие собой геометрические фигуры – в основном, треугольники, квадраты и прямоугольники. Этот мозаичный стиль используют, как правило, для создания простеньких орнаментов и картин. Перед монтажом наносят на поверхность эскиз или трафарет, а затем по контуру фрагменты склеиваются боковыми поверхностями. После этого фрагментарно, учитывая цветовые сочетания, заполняется тело внутри контура рисунка, где боковые поверхности фрагментов обмазываются со всех сторон клеем.

В данном стиле укладки чаще используют смальту и дерево твердых ценных пород. При этом нередко практикуются вставки из металлов, таких как медь, латунь и бронза.

Интарсия

Данный вид укладки мозаичного полотна предусматривает создание композиции определенной формы, т. е. фигурной мозаики. В интарсии мозаичные плитки как можно точнее подгоняют по боковым поверхностям, склеивая их между собой краями и вкладывая в половое или стеновое покрытие, в котором предварительно вырезают или выдалбливают контур, соответствующий мозаичной фигуре, на глубину толщины мозаичной плитки.

При этом необходимо обратить особое внимание на выравнивание поверхности стенового или полового углубления, в которое затем укладывается мозаичный рисунок. Внешнюю поверхность шлифуют и полируют. Этот вид укладки имел наибольшую популярность в эпоху Возрождения.

Инкрустация

Данный вид размещения мозаики производится посредством врезки фрагментов друг в друга. Считается наиболее трудоемким стилем укладки и применяется, как правило, для врезки в деревянную поверхность фрагментов из кости и металла. Часто используется врезка друг в друга фрагментов разных древесных пород и камней различной фактуры и тональности.

После врезания пластин они шлифуются на одном уровне с основной поверхностью, а затем вся поверхность подлежит полировке.

Она должна выглядеть и ощущаться на ощупь как единое целое. При этом поверхность либо полируется, либо делается матовой.

Блочная мозаика

Блочная мозаика – это тип мозаичной укладки, в котором рисунок или узор разбивается на маленькие блоки, представляющие собой мозаичные плитки, состоящие из отдельных фрагментов, связанных между собой единым цветовым, тональным и смысловым решением. Этот вид мозаичной укладки, придя с Древнего востока, продолжил развитие в Италии под названием чертозианская укладка.

Данный вид укладки используется чаще для создания небольших картин, имеющих мелкие, но значительные элементы, например, при создании лиц, тел, животных.

Материалы

Так как мозаика – это составление единой картины из мелких твердых фрагментов, то и материалов для ее изготовления великое множество: от гальки, используемой с древнейших времен, до современнейшего пластика, искусственного камня типа акрила и ПВХ панелей с имитацией мозаичных рисунков. ПВХ панели делаются из пластика на основе винилхлорида, который придает панелям устойчивость к агрессивным средам, механическую прочность и влагостойкость.

ПВХ панели устойчивы также к перепадам температур, что определяет их долговечность. Их применяют, как правило, для внутренней отделки помещений с повышенной влажностью.

Но хотя пластиковая мозаика и наиболее дешевая, все-таки предпочтение отдается в мозаичном мастерстве натуральным составляющим как экологически чистым и наиболее универсальным.

Наиболее часто используются виды мозаики по типу применяемого материала для фрагментов:

  • стеклянная;
  • каменная;
  • смальтовая;
  • керамическая;
  • другие.

Стеклянная мозаика – один из древнейших видов, имеющий свои традиции. Создание подобного вида соответствует различным школам: восточной, византийской, венецианской и флорентийской.

В настоящее время в стеклянной мозаике наиболее часто применяют венецианское стекло, обладающее такими необходимыми качествами, как долговечность, жароустойчивость, прочность, и которое обладает насыщенными яркими цветами. Она применяется для украшения стеновых и половых покрытий, а также для бассейнов и ванных комнат. Данный вид также применяется для украшения мебели и каминов.

Более дешевой альтернативой венецианскому стеклу является обычное стекло. В основе любого стекла лежит кварцевый песок. Цвет его зависит от красителей, которые добавляются в расплавленный песок, а блеск и переливы достигаются путем добавления в этот раствор перламутра. Изделия из такого стекла могут быть абсолютно прозрачными, глянцевыми или матовыми.

Надо помнить, что хотя стеклянные плитки и весьма прочны, но ронять на них тяжелые предметы все-таки не рекомендуется, да и царапинам они подвержены.

Каменная мозаика также является одним из самых древних видов прикладного декоративного искусства. В ней применяются различные виды природного камня, а в современное время и искусственные имитации. Для мозаики из камня можно использовать различные камни: мрамор, гранит, травертин, яшму, малахит, гальку, туф и т. д. Иногда используют даже осколки кирпича. Красиво смотрится мозаика, набранная из естественного камня без какой-либо обработки.

Наиболее дорогими, но и наиболее долговечными считаются мрамор, гранит, оникс, яшма. Каменную мозаику можно использовать повсеместно как для внешней, так и для внутренней отделки помещений.

Камень можно как полировать, так и делать матово-шершавым. Но надо помнить, что он требует особого ухода. Его нельзя протирать абразивными материалами и смачивать кислотно-содержащими жидкостями. Каменную мозаику, как и любые изделия из камня, желательно натирать воскосодержащими кремами и растворами. Гранитная и мраморная, соответственно, использует данные натуральные каменные породы. Они более дорогостоящие, но и выглядят наиболее изысканно.

В отдельный вид каменной мозаики можно выделить облицовку с применением травертина. Совмещая в себе красоту натурального камня, простоту в обработке и доступную цену, травертин является лучшим бюджетным вариантом для домашней отделки. Данный камень имеет относительно пористую структуру, что дает легкость в обработке с одной стороны, а с другой требует к нему более детального подхода.

При использовании травертина в напольных покрытиях его подвергают специальной пропитке для снижения пористости, увеличивая его долговечность. Травертин может иметь как глянцевую, так и матовую поверхности. Мозаику из травертина делают, в основном, из квадратных каменных плиток.

На края плиток при каменной укладке наносят клей для натурального камня, который используется для склеивания пористых поверхностей и обеспечивает надежное крепление фрагментов мозаики на поверхности.

Смальтовая мозаика – это тоже стеклянная мозаика, но с определенным добавлением солей калия и иногда марганца и других добавок. По сравнению с обычным стеклом смальта абсолютно непрозрачна. Ее получают путем переработки обычного стекла в порошкообразный субстрат. Затем, тщательно перемешивая с красителем и добавками, доводят на огне до жидкого состояния и запекают в прямоугольных формочках (иногда используют формы других геометрических фигур).

Каждый кусочек смальты имеет глянцевую или матовую поверхность, получив свою цветность и тональность. Изначально родным для смальты считался синий цвет, получаемый благодаря добавлению в стекло красителей на основе кремниевой кислоты и кобальта. Смальту также называли стеклом, превращенным в камень из-за приобретенной после запекания повышенной прочности. Благодаря насыщенным цветам создается эффект свечения смальты изнутри.

Керамическая мозаика – это керамическая плитка прямоугольной формы, небольшая по величине. Она покрыта глазурью определенного цвета либо имеет градиентную цветовую заливку. Такая мозаика прочнее стеклянной. Она используется в фасадной и стеновой отделке как внутри, так и снаружи помещений, в ванных комнатах и бассейнах, в жилых и офисных помещениях. Ей нет равных при украшении половых покрытий благодаря прочности и влагостойкости.

Цветовая гамма выпускаемых промышленностью керамических плиток весьма разнообразна – на любой вкус найдется цвет. Этот материал прочен, влагостоек и долговечен. Мозаичную керамическую плитку изготавливают теми же способами, что и обычную керамическую плитку: делают раствор, который заливают в формочки, прессуют и, залив глазурью, обжигают в печи при высокой температуре. Мозаика имеет меньший размер.

К другим, более редким в использовании видам мозаичных покрытий можно отнести металлическую, деревянную, кокосовую и с использованием кости, драгоценных камней и металлов, а также керамогранитную мозаику.

Металлическая мозаика часто комбинируется с другими видами. Детали с контуром часто содержат в себе металлические пластины из серебра, меди, латуни и бронзы, выделяющие контур рисунка или узора. Также рисунки с контуром используют для выразительности изображения с помощью цветовых эффектов.

Для создания наиболее красивой, но и наиболее трудоемкой мозаики используют природную фактуру камня и дерева, что в совокупности с другими материалами может воплотить в мозаичное панно самые смелые дизайнерские замыслы.

К редко применяемым материалам относится яичная скорлупа, которую используют для придания старения в виде трещинок каменной стене и для имитации цветения, покрывая при этом кусочки скорлупы разноцветной эмалью.

Богато смотрится мозаика, выложенная из скорлупы кокосового или кедрового ореха. Ореховая скорлупа обладает очень высокой прочностью, влагонепроницаемостью и устойчивостью к температурным перепадам. Облицовочные плитки на основе данного материала делаются путем лазерной нарезки ровными квадратами. Эти квадраты соединяются с помощью натуральных смол.

Формы и размеры

Формы и размеры мозаичных чипов весьма разнообразны. Длина стороны может варьироваться от 1 до 10 см: до 3 см – мелкая, а свыше – крупная мозаика. В одной мозаичной композиции могут использоваться различные по форме и размерам фрагменты. Само полотно также может иметь различные очертания.

Мозаика из стекла выпускается промышленным способом в виде прямоугольных чипсов размером 20 на 20 мм и бывает как в наборе из однотонных, так и разноцветных элементов.

Прямоугольная, особенно квадратная форма используется чаще остальных. Нередко используется шестигранная форма, напоминающая пчелиные соты. Реже используются строительные фрагменты по типу восьмиугольников, а совсем редко – круглая составляющая.

Для нетрадиционных авторских работ мастера из готовых фрагментов делают необходимые фигуры, чтобы избежать излишней пустоты и зазоров.

Для индивидуального творчества мозаичисты часто используют битое бутылочное стекло и осколки камней разной конфигурации. Процесс очень трудоемкий, но дающий возможность самовыражения, избегая стандартных клише.

Мозаичная плитка выпускается на потребительский рынок в разных формах и наборах из различных форм, связанных в единую тему. Дизайнерские идеи ставятся на поток повсеместно. Одной из таких идей, воплощенных в жизнь, является растяжка. Мозаичная растяжка имеет целью создание объема изображения путем плавного перехода от темного цвета к светлому.

Темные цвета при этом как бы растягиваются, превращаясь в градиент, что создает эффект волнового перелива красок, тонов и полутонов. В данном методе при профессиональном подходе можно воплощать дизайнерские идеи с использованием цветовых эффектов и свойств различных цветов.

При этом градиент может использоваться от центра, создавая эффект выпуклости или вогнутости рисунка, по диагонали, горизонтали или вертикали.

Цвета

Составление мозаичных полотен даже из стандартных материалов, купленных в магазине, – процесс творческий, требующий от мастера, кроме навыков укладки мозаики, еще и определенного таланта цветовосприятия.

Мозаичные плитки, так называемые чипсы (чипы) – мелкие элементы, из которых складывается мозаичный рисунок, имеют разнообразные цвета и формы. В настоящее время мастерам доступны как красители, так и готовые чипсы разнообразных цветов и оттенков.

При оформлении мозаикой необходимо очень внимательно относиться к созданию цветовых гамм, используя цветовые дизайнерские решения на основе устоявшихся законов цветоделения. При выборе цветов и оттенков необходимо учитывать места расположения панно, используя свойства восприятия человеческой психикой определенных цветов.

Каждый цвет в сочетании с определенными оттенками должен возбуждать определенное настроение. Ванная или бассейн не должны напоминать надгробные плиты, если даже и оформлены гранитной или мраморной мозаикой. А в интерьере спальни не должны доминировать яркие кричащие цвета, уместные на фасаде и внешних атрибутах здания, фонтанах и бассейнах.

Поэтому для наиболее эффективной работы по созданию мозаичных творений должен привлекаться дизайнер, тонко чувствующий цвета и их оттенки, знающий закономерности устоявшихся цветовых решений, использующий свойства цветов в различных сочетаниях, а также умеющий реализовывать свои неповторимые цветовые фантазии. Он должен уметь играть как на оттенках, создавая градиентные мягкие цветовые переходы, так и использовать в полной мере контрасты.

Умение тонко поставить игру света и тени соответственно настрою определенного помещения считается высшим пилотажем дизайнерского искусства.

К наиболее часто употребляемым в дизайне цветовым свойствам можно отнести пространственную, температурную (погодную) и эмоциональную ассоциации:

  • Пространственная – особенности определенных цветов создавать иллюзию увеличения или уменьшения предметов, а также создавать впечатление удаленности или приближения, увеличивать или уменьшать пространство. Масштабируемость цветов наиболее заметна при контрасте светлых и темных тонов (особенно черного и белого цветов) – светлые фрагменты на темном фоне визуально увеличиваются, а темные на светлом – наоборот.
  • Температурная – свойство цветовых объединений и оттенков создавать ассоциации с теплом и холодом.
  • Эмоциональная – способность определенных цветовых гамм создавать определенное психическое настроение.

К тому же при выборе цветов для определенных помещений необходимо учитывать освещение данных помещений в дневное и ночное время. Надо помнить, что один и тот же цвет при естественном и искусственном освещении может визуализировать различные свойства. Мозаичный узор в светлых тонах, наложенный на угол или выступ, визуально сглаживает неровности. Из-за этого любое помещение кажется более просторным.

Неверный подбор цвета и цветовых решений (градиентности, контрастности и т. д. ) к определенной интенсивности освещения может испортить впечатление даже от очень качественного мозаичного творения, создавая отрицательные эффекты разорванности связей между отдельными элементами композиции. Цвета должны восприниматься как вблизи, так и на удалении одинаково.

Вариации цветов и цветовых оттенков должны учитывать разные оптические законы физики. На наше цветовое восприятие влияет закон хроматического контраста, основанный на дисперсионных свойствах световых волн. Благодаря хроматическому контрасту можно добиться визуального усиления или уменьшения цветовых контрастов и яркости цветов.

Яркими примерами особенных цветовых решений являются серые тона в различных вариациях: на оранжевом фоне они создают эффект синей и голубой красок, на сиреневом – желтый и его оттенки, на зеленом – розовый. Древесная мозаика красных и желтовато-коричневых оттенков на красном фоне создает оттенки серого цвета, а на зеленом фоне создает красный насыщенный цвет. На розовом фоне зеленый цвет выглядит наиболее ярко.

Разноцветная композиция на фоне слабонасыщенных оттенков приобретает наибольшую яркость, которая окрашивает в наиболее яркий цвет самого рисунка весь фон. В данном варианте хорошо смотрится мозаика в сочетании рисунка или композиции из рисунка и орнамента в ярких глянцевых исполнениях, с фоном в пастельных тонах.

Хорошим примером является совокупность глянцевой в насыщенных морских тональностях поверхности рисунка с матовым бежевым или бирюзовым покрытием фона. В таком сочетании часто оформляют ванные комнаты и кухни.

Мозаика из деревянного материала хорошо гармонирует с различными металлическими вставками как в виде разделительных пластин, так и в качестве отдельных композиционных фрагментов. При этом, как правило, на фоне светлых пород дерева применяют серебряные металлические фрагменты. На фоне из текстуры темных древесных пород используют медь, латунь и бронзу. По такому же цветовому принципу формируется и каменная мозаика.

В последнее время большим интересом стала пользоваться так называемая кокосовая мозаика. К этому экзотическому материалу интерес мастеров пробудился благодаря его прочности, красоте и износоустойчивости. Кокосовые чипсы прямоугольной формы изготавливают из осколков кокосового ореха. Вырезанные фрагменты соединяются между собой натуральными смолами, что придает изделию полную экологическую чистоту.

Подобные изделия могут быть как однородными, отличающимися лишь тоном плитками, так и иметь в себе металлические вставки: серебряные, медные и латунные. Такой антураж придает изысканность интерьеру в общем и делает более изящным оформление мебели и каминов. К тому же одним из плюсов использования кокосовой мозаики, по сравнению с древесной и каменной, является высокая стойкость к повреждениям и царапинам.

Примеры дизайна интерьера

Дизайн интерьера – это завершающая и наиболее важная стадия создания жилища. Какое пространство мы создадим вокруг себя, так и будем жить. Окружающие нас предметы и оформление помещений призваны создать зону комфорта, где человек должен чувствовать себя наиболее защищенным в тепле и уюте после напряженного трудового дня. Помещения наших жилищ должны обладать наибольшей функциональностью и приносить эстетическое наслаждение от нахождения в них.

Создание интерьера надо начинать с эскиза, а затем составлять поэтапный план выполнения работ. Любое украшение интерьера, размещение мебели и освещение должны быть четко обусловлены на данной стадии.

Мозаичная техника исполнения рисунков и узоров используется не только как украшение, но и применяется в качестве защитного покрытия. Мозаика, если, конечно, выполнена настоящим мастером из качественных материалов и со вкусом, сама по себе очень красивая, а также обладает высокой износоустойчивостью и влагонепроницаемостью, а поэтому долговечна.

Эти качества мозаичного покрытия стали востребованы, в первую очередь, в помещениях с повышенной влажностью, таких как ванные комнаты, бани, сауны и бассейны. Некоторые названия керамического покрытия, поступающего в широкую продажу для обычного потребителя носят соответствующие типу использования названия, например, мозаика «Хамам». Хамам – это название турецких бань, в которых исторически сложился определенный вид мозаичного творчества – красочность и чистота, разбавленные восточным колоритом, вошли в легенды.

Прототипы известных хамамов в частных владениях становятся нормой в общемировой практике строения частных бань. Облицовка помещения бани – это конечный штрих создания сооружения, но его можно считать наиболее важным, так как каждая баня – это маленькое произведение искусства.

Ее отделка должна быть индивидуальной, а для турецкой бани особенно – она должна передавать всю красочность восточного колорита, создавая необходимое настроение для посетителя.

Декор интерьера ванных и кухонных комнат проводят в сочетании с мозаичными полотнами ярких насыщенных цветов или, наоборот, в мягких пастельных тонах. Оформление должно зависеть от общего стиля помещения и соответствовать стилю мебели. Настенные и напольные покрытия при этом, как правило, выполняются в едином стиле.

Оформляя мозаикой кухню, особое внимание необходимо уделить кухонному фартуку – это открытая часть стены между столешницей и навесными шкафами, поэтому на данной поверхности оседают продукты испарений при готовке. Для сокрытия следов жировых и прочих осадков используется керамическая мозаичная плитка с растягиванием цветов, с градиентами серовато-коричневых цветовых переходов.

Для ванной комнаты характерна облицовка мозаичной плиткой с созданием разноцветных рисунков и узоров, повышающих настроение. Можно создавать композиции на различные темы, а можно просто варьировать цветами. При ограниченности средств, так как мозаичная плитка стоит дороже обычного кафеля, можно украсить мозаикой лишь одну стену в ванной комнате, которая является так называемым комнатным акцентом – это стена, на которую чаще падает взор при нахождении в комнате. Остальные же стены можно облицевать обычной керамической плиткой, но при этом основная цветовая тоника должна быть в гармонии с мозаичным доминирующим цветом.

Обычное стекло и фрагменты из смальты используют для отделки помещений с повышенной влажностью, фасадов зданий, кафе и ресторанов. Каменной мозаикой украшают интерьеры жилых помещений и офисов. Керамическую используют для тех же целей, что и керамическую плитку: для покрытия пола и стен, в ванных комнатах и на фасадах зданий.

        Наиболее комфортно проводить мозаичные работы, когда фрагменты заранее укладываются на своеобразные матрицы, имеющие размер 300 на 300 мм. Их называют тессерами. Они имеют бумажную или полиуретановую основу, что удобнее, чем клеить их непосредственно на стену. При этом склеивание происходит наиболее аккуратно.

        Декор любого интерьера, украшенного мозаикой, выглядит наиболее изысканно по сравнению с простой керамической плиткой и стеновыми панелями. Мозаика используется как сама по себе в виде настенных и напольных покрытий, так и в комплексе с другими отделочными материалами, гармонично сочетаясь с ними. Ее использование является не только своеобразным мерилом благосостояния и успешности владельца, но и показывает его эстетические предпочтения, которые выложены на долгие годы на общее обозрение.

        Поэтому к воплощению фантазий, выложенных плитками, надо подходить ответственно, привлекая профессионалов.

        Характеристики видов мозаики и советы по ее выбору смотрите в следующем видео.

        Комментарии
        Автор комментария