Мозаика из смальты в интерьере
Смальтой называют непрозрачное цветное стекло, полученное методом плавки по особым технологиям с добавлением оксида разных металлов. Его используют для создания мозаичных панно. Восхитительно яркий плотный материал имеет тысячу оттенков.
Особенности и достоинства
Образцы смальты доходят к нам с V века до нашей эры, не изменив свой колорит. Прекрасный материал пришелся по вкусу мастерам древней Византии – они довели его до совершенства. На Руси смальта обосновалась с ХI столетия. Ее применяли для украшения христианских храмов. Со временем для этих целей стали использовать фрески, а смальту незаслуженно забыли на шесть веков. Ученый и художник Михаил Ломоносов возродил в России удивительное искусство мозаичных смальтовых изделий. В XIX веке для Исаакиевского собора создали мозаичное панно на площади 600 кв м.
Исключая современные технологии, выполнение мозаики из смальты остается кропотливой ручной работой, требующей аккуратности, внимания и терпения. Цветовые возможности изделия на производстве засекречены. Однако, даже досконально соблюдая рецепт, каждый раз получается разный продукт. Неоднородность материала, сочетание матовых, прозрачных и полупрозрачных слоев, приводит к удивительному внутреннему свечению.
А если в создании смальты участвует сразу несколько цветов, продукт приобретает завораживающую гамму полутонов, играющих разнообразными оттенками даже в маленьких кусочках.
Тессеры смальты не имеют одинаковых форм и размеров, как это бывает в мозаиках из других материалов. В создании панно применяются маленькие и большие сколы разных геометрических пропорций. Это могут быть детали с неровными и острыми краями. Если изделие выполняется большими элементами, то его неполированная поверхность своеобразно преломляет свет, насыщая изображение неожиданными оттенками. Мозаичное панно, созданное из мелких полированных деталей, по своим художественным качествам не уступают лучшим образцам живописи.
Производство смальты
Технология получения смальты мало чем отличается от производства стекла. Различие заключается в добавлении оксидов металла:
- серебра;
- золота;
- меди.
Сырье с красителями на 4 часа помещают в печь и выплавляют при температуре 1200 градусов. Затем выливают на чугунную плоскость, раскатывают и нарезают кусками («блинами» или «блоками»).
Рецепты наработанных ярких оттенков производители держат в секрете. При их изготовлении нельзя добиться стабильного цвета – каждый раз тон и плотность материала меняются. Например, при добавлении меди на определенном этапе нагревания изделие становится розовым, затем сочно-красным, и в итоге мутнеет, приобретая коричневый цвет с медными вкраплениями.
Золотую смальту производят другим способом. Сначала подготавливают стеклянные плитки площадью 100-200 кв см и толщиной в 1 мм. На плитки помещают золотую фольгу, а далее размягчают заготовку в печи, не доводя до плавления. Вынимают, заливают раскаленным стеклом так, чтобы толщина изделия не превышала 1 см. Получается красивый мозаичный материал. Один килограмм такой смальты стоит 55-85 тысяч рублей, тогда как обычная цветная продукция – 600-700 рублей.
Создание мозаики своими руками
Если возникло желание выполнить мозаику из смальты своими руками, а мастер-класс взять не у кого, попробуем объяснить азы работы с этим материалом. Следует помнить, что смальта является стеклом, которое бывает острым, а его колким – опасным. Техника безопасности при работе с ней такая же, как со стеклянными изделиями – нужно позаботиться о том, чтобы острые сколы не летели на мебель и прочую окружающую обстановку. В момент изготовления не допускается присутствие детей и животных. Рабочую поверхность следует застелить клеенкой или бумагой. Затем нужно надеть защитные очки, перчатки и приступать к работе.
На деревянный пень нужно установить пластину смальты, закрепленную долотом и аккуратно откалывать небольшие куски молотком. Полученные сколы следует рассортировать по цвету, размеру и форме.
Для оформления панно понадобятся не только геометрически четкие заготовки, но и осколки с неровными краями.
После получения сколов рабочую поверхность и окружающую обстановку необходимо тщательно убрать, чтобы исключить контакт домочадцев со стеклянной крошкой. На следующем этапе подготавливается место для работы над панно. Подходящим основанием считается сухая, жесткая поверхность, которую зачищают от пыли и неровностей. В противном случае, кусочки смальты будут отслаиваться. Когда поверхность подготовлена, можно выкладывать мозаику. Существует два метода подобного действия: прямой и обратный.
- При прямом способе кусочки стекла выкладываются на поверхность с клеевой основой лицевой частью вверх. Это дает возможность наблюдать за появлением рисунка.
- Обратный метод предполагает выкладывание мозаики изнаночной стороной, на которую впоследствии заливается клеевая основа. Просохшее полотно следует перевернуть, а затем проверить размещение мозаичных элементов. Вторым способом работать сложнее, но с его помощью можно добиться идеальной плоскости полотна.
Формировать края рисунка следует большими прямоугольными кусочками. Когда контур готов, можно приступать к дальнейшей укладке. Техника создания мозаики проста, но нужно иметь терпение, цветоощущение и художественный вкус. Мозаичное панно подойдет многим стилям. Все зависит от сюжета рисунка.
Смальтой можно облицовывать стены, полы, колонны, двери и лестницы. Мозаика хорошо сочетается с другими видами отделки. Высокая стоимость мозаичной смальты обусловлена ручной работой и особенностями материала, но именно это делает ее восхитительной. Кроме того, она практически вечна, не требует реставрации и ухода, а своей красотой будет радовать многие поколения.
Подробнее о смальте в интерьере вы узнаете из следующего видео.