Ковры ручной работы
Выбирая тип напольного покрытия в жилых помещениях, многие останавливаются на ковровых изделиях. Нужно отметить, что такое покрытие не только выполняет функцию утепления пола, оно также придает помещению особую привлекательность. Особого внимания заслуживают ковры, изготовленные вручную. Изделия ручной работы отличаются хорошим качеством и интересным авторским дизайном. Такие модели подчеркнут оригинальность и эксклюзивность дизайна интерьера.
Особенности
Ковры считаются одним из старейших изобретений. Они использовались для утепления и в качестве украшения дома, а также были атрибутом достатка. Ковроделие зародилось в тот момент, когда человек освоил обработку шерсти животных.
Изделия ручной работы всегда имели статус отдельного произведения искусства. Каждая модель, изготовленная вручную, является уникальной. При всем желании мастер не сможет в точности воссоздать свой шедевр еще раз.
Стоит отметить, что покрытия ручной работы имеют более высокую стоимость – по сравнению с аналогами, изготовленными в промышленных условиях. Однако в настоящее время напольные покрытия ручной работы завоевывают всё большую популярность. Такие изделия могут не только добавить восточную нотку в дизайн интерьера, они способны послужить прекрасным дополнением к классическим стилям.
Выделим основные преимущества и отличия моделей ручной работы:
- долговечность;
- использование натуральных компонентов;
- экологичность материалов;
- эксклюзивность;
- детализированные узоры;
- наклон ворса – в одну сторону;
- асимметрия краев;
- неравномерности в узоре.
Еще одной отличительной особенностью таких изделий является различие оттенков одного цвета нитей. Для описания данного явления используется термин «абраш», обозначающий спектр радуги.
Виды
Ковровые покрытия ручной работы подразделяются на три основных вида: ворсовые, безворсовые, из войлока. Дополнительно такие изделия различают по форме (овальные, круглые, прямоугольные, ковровые дорожки) и размеру.
Ворсовые покрытия отличаются сложной структурой, что делает процесс изготовления таких изделий более трудоемким и тяжелым.
В исполнении такого вида покрытия применяются три нитки:
- нить основания;
- уток (образует ковровый узел);
- нить, закрепляющая ряд узлов.
Модели из ворса подразделяют на узелковые и тафтинговые. Узелковые изделия считаются наиболее трудными в изготовлении. В то же время они обладают наибольшей красотой и ценностью – по сравнению с другими видами, изготовленными вручную. Узелковые изделия состоят из параллельных (основа), поперечных (вплетаются между параллельных и служат фиксаторами узелков) и узловых нитей.
Встречаются следующие разновидности узлов:
- «гиордес» (турецкий двойной);
- берберский;
- «сенне» (одинарный персидский);
- тибетский;
- испанский.
Помимо ворса в узелковых изделиях присутствует бахрома. В данном случае бахрома играет роль продолжения ковра. Такие изделия обладают превосходным качеством и долговечностью, а волокна ворса все больше распрямляются со временем, благодаря чему ковер становится более мягким.
Трафтинговые покрытия получили свое название благодаря способу производства. Ручной трафтинг представляет собой вшивание волокон и нитей (с помощью особого инструмента) на ранее заготовленную основу. К задней части изделия крепится дополнительное основание, которое скрепляет волокна.
Полотна без ворса более просты в производстве. При изготовлении таких моделей чаще всего используются две нитки: поперечная и продольная. Продольная нить является основой изделия, через которую продевается поперечная – в определенном порядке.
Модели без ворса делятся на:
- сумахи;
- килимы;
- паласы.
Палас – наиболее простой и дешевый в изготовлении тип ковров ручной работы. Цветовая палитра паласов чаще всего однотонна (допускается исполнение изделия в полоску). Переплетение такой модели состоит из основы и нитей утка, что делает фактуру изделия внешне похожей на ткань.
Килимы отличаются оригинальным дизайном и невысокой стоимостью, что делает их популярными. Структура таких моделей содержит разнообразные орнаменты. Узор выполняется путем перекладывания нитей утка различных палитр по заданному изображению.
Сумахи – модели без ворса с разнообразными узорами. Особенность изготовления такого типа покрытия в том, что орнамент создается с помощью дополнительной цветной нити. Третью нить проводят вокруг нитей основания, что образует фактуру косички. Концы цветных ниток, из которых образуется узор, чаще выводят на изнанку изделия. На тыльной стороне ковра образуется некая подушка из нитей, которая хорошо сохраняет тепло.
Дополнительно выделяют войлочные модели ручной работы. Войлочные покрытия изготавливаются с помощью технологии валяния шерсти. Благодаря такому способу изготовления войлочные полотна имеют высокую плотность и являются очень теплыми.
Дизайнерские
Эксклюзивные дизайнерские модели ручной работы являются отдельным предметом искусства. Элитные авторские изделия могут быть выполнены как по задумке и эскизам самого дизайнера, так и на заказ (по критериям покупателя). При изготовлении покрытий ручной работы дизайнеры используют только современные и качественные материалы. Со временем такое изделие станет настоящим антиквариатом. Антикварные ковры являются эксклюзивными и очень ценными предметами интерьера.
Дизайнерские ковровые покрытия выполняются как в современном, так и в классическом стиле. Большой популярностью пользуются искусственно состаренные изделия. На таких моделях можно увидеть старинные рисунки, частично утраченные изображения, древние орнаменты, арабскую или египетскую символику, нестандартные геометрические формы. Правильно выбранная авторская модель способна подчеркнуть практически любой дизайн интерьера, передать его оригинальность.
- Дизайнерский состаренный ковер с древним орнаментом в интерьере гостиной.
- Модель с искусственной потертостью на кухне в стиле модерн.
- Авторское изделие оригинальной формы с шерстяным ворсом.
- Современная дизайнерская модель в интерьере лофт.
Как ткут ковры вручную?
Модели ручной работы в основном производят из овечьей шерсти, шелка и хлопка. Овечья шерсть наиболее удобна в работе, долговечна и имеет невысокую стоимость. Мастера иногда используют козью или верблюжью шерсть, что делает ворс изделия более блестящим. Шелк – это самое дорогостоящее натуральное волокно, поэтому его используют в ковроделии не так часто. Хлопок чаще всего применяется для производства основы ковра.
По способу производства полотен вручную применяется следующая классификация:
- Плетеные. На нитках основания завязываются узелки. Такие изделия имеют ворс различной длины и бахрому.
- Тканые. Нити утка и основы переплетают на ткацком станке. Ворс у тканых изделий отсутствует.
Рассмотрим на примере ворсовых моделей, как делают ковры вручную. Технология изготовления практически не изменилась спустя много веков. Первоначально мастер определяется с рисунком и с параметрами изделия (размеры, форма, количество нитей для основы и утка). Затем идет подготовка шерсти.
От данного этапа будет зависеть качество ковра в целом. Овчину очищают от загрязнений, чешут и красят. После обработки шерсть прядут. Так получают нити для ткачества.
Затем мастер изготавливает сам товар, применяя технику плетения или ткачества. Готовое изделие очищается от оставшихся нитей и загрязнений, поле чего подвергается сушке. Завершающей стадией является выравнивание высоты ворса.
Как определить ручную работу?
Зная особенности и технологию ткачества ковров ручной работы, можно без труда отличить их от изделий машинного изготовления. Чтобы избежать подделки, выбирая модель ручного производства, стоит обращать внимание на следующие детали:
- Бахрома в изделиях, изготовленных вручную, не пришита к полотну, а является его продолжением. На коврах, которые изготовлены машинным способом, бахрома всегда пришита.
- Узелки. У моделей ручного производства в основании ворса присутствуют узелки, так как ворс полностью вяжется вручную.
- Обмотка краев (за исключением овальных и круглых моделей). Боковая обмотка краев изделий ручной работы неравномерна. В товарах машинной работы стежки равномерны и имеют одинаковый отступ.
- Маркировка. На товарах машинной работы имеются нашивки с информацией о производителе, серийном номере и составе. На полотнах ручной работы такие бирки практически всегда отсутствуют (на некоторых изделиях возле бахромы указывается подпись автора).
- Дефекты и неравномерности в орнаменте. Изготавливая ковры вручную, мастера часто пропускают мелкие детали в рисунке.
- Материал. При изготовлении ковров вручную предпочтение отдается натуральным материалам. При машинном изготовлении преимущественно используется синтетика.
- Цвет. Нити изделия ручной работы часто имеют неравномерный цвет (разные оттенки одного цвета).
Стоит обратить внимание на такие вещи, как гибкость, рисунок с обратной стороны, комбинация материалов, направление ворса. Изделия ручной работы более гибкие (из-за отсутствия клеевой основы), и их легко можно согнуть пополам. Узор с изнанки ковра отчетливо просматривается и повторяет рисунок с лицевой стороны. Ворс имеет наклон в одну сторону, поэтому у полотна ручной работы имеются светлая и темная части.
Производители
Самые первые центры ковроделия были созданы в Индии, Китае, Иране и Пакистане. На сегодняшний день производством ковров занимаются во многих странах мира.
Китай является одной из первых стран, где были созданы центры ковроделия. Традиционные китайские покрытия отличаются крупным цветочным узором и высоким ворсом. Среди современных моделей можно встретить полотна различных форм и материалов – с национальными узорами (инь-ян, драконы, иероглифы). Популярны китайские покрытия с рельефной стрижкой ворса. Благодаря применению такой технологи стрижки ворса изображение на ковре получается объемным.
У ковроткачества нет индийских корней, но оно имеет длительную историю развития в этой стране. Первые ковры были изготовлены под явным персидским влиянием, но позже изделия ручной работы начали проявлять свои национальные черты.
В качестве узоров чаще всего использовались дикая природа, животные и птицы. При выборе материала для изготовления товаров мастера преимущественно останавливают свой выбор на шелке. Шелковые индийские модели ручной работы обладают высоким качеством. Внешний вид таких изделий не портится со временем.
Изготовлением ковром в Иране изначально занимались отдельные семьи и целые ремесленные династии. Рисунки на таких изделиях отражали местную культуру страны и народные обычаи. Иран по сей день остается лидером по производству ковров. Иранские ковры часто продаются под названием «персидские».
Пакистанские ковры производятся в основном из шерсти. На ковровых изделиях преобладают флористические и геометрические узоры. Пакистанские ковры делятся на одноуровневые и двухуровневые. Изделия, относящиеся к первому виду, мягкие и легко гнутся.
Двухуровневые модели обладают большей жесткостью и долговечностью. Отличительными оттенками пакистанских напольных покрытий являются золотой и красный (эти цвета присутствуют в каждом ковровом изделии).
Отдельно стоит выделить ковры ручной работы из Непала. Цветовая гамма непальских изделий светлая. Такие ковры идеально подходят для создания теплой атмосферы в помещении.
Узлы в непальских изделиях расположены плотно друг к другу. После того, как мастер завершает процесс ткачества, изделие подвергается тщательной обработке (поверхность ковра промывается). Благодаря промывке узоры на коврах приобретают богатый оттенок, что является отличительным признаком непальских изделий.
В этом видео вы сможете рассмотреть процесс производства ковра ручной работы из шелка.